"Мы еще пожалеем, что Приднестровье - не Косово": обзор СМИ Румынии

01.09.2012

Россия - Румыния - США: "Мы отапливаемся российским газом и при этом машем платочками из под зонтика ПРО США, параллельно меряясь силами в Молдавии". "Косовский прецедент" для Приднестровья: "Все, включая тех, кто сейчас яростно защищает целостность Молдавии, еще пожалеют, что Приднестровье - не Косово". Политика: "Единственной эффективной деятельностью правительства остаётся воровство в десять рук".

Россия - Румыния - США: "Мы отапливаемся российским газом и при этом машем платочками из под зонтика ПРО США, параллельно меряясь силами в Молдавии"

Генерал Патрушев, бывший директор ФСБ и нынешний секретарь Совета безопасности России, недавно заехал к нам и был соответствующе принят нашими чиновниками, оставив после себя "бумажку" (в ходе состоявшегося 17 июня визита Николая Патрушева в Бухарест был подписан меморандум о сотрудничестве между Высшим советом обороны Румынии и Советом безопасности России - прим. ИА REGNUM) и несколько довольно "напряженных" заявлений наших дипломатов, пишет Mediafax. По итогам визита генерала Патрушева оказалось недостаточно распространения простого пресс-релиза; президент Бэсеску почувствовал необходимость внести уточнения. Движимый вполне понятной логикой, с тонким ароматом идей холодной войны и биполярного мира, г-н Бэсеску заявил, что переговоры прошли хорошо, потом ещё "промямлил" несколько важных моментов, ну и что президенту Путину можно передать его "открытость к сотрудничеству". Что же касается будущих румыно-российских официальных контактов на самом высоком уровне, то в этом г-н Бэсеску скептичен, а г-н Путин сейчас слишком занят своей личной жизнью.

Уже давно румыно-российские политические отношения холодны и непроглядны словно воды Москвы-реки, продолжает Mediafax. В прошлом году, во времена "молниеносного" правительства Унгуряну, его министр иностранных дел Кристиан Дьяконеску справедливо, правда, в полголоса, отмечал: "Повестку дня двусторонних политических отношений с Россией необходимо качественно улучшить (...) В отношении политических аспектов, я полагаю, что на повестке двусторонних переговоров отсутствует пока обсуждение политических вопросов и вопросов безопасности в регионе".

Квазиотсутствующий на высоком и среднем уровнях двусторонний диалог между Румынией и Россией может характеризоваться разве что обоюдным присутствием сдержанных ухмылок или суровых взглядов, особенно в контексте обязательств по безопасности и раздражающей энергетической зависимости, пишет Mediafax. Мы всё ещё отапливаемся российским газом (в настоящее время Румыния импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого газа - прим. ИА REGNUM), и при этом машем платочками из под противоракетного зонтика, параллельно меряясь силами в Республике Молдова. Типичные отношения между большой державой и государством, которому, похоже, не достает самооценки, и оно восполняет её путём присваивания себе статуса "пограничья ЕС".

Недавно назначенный новый посол Румынии в Москве Василе Соаре предстал перед парламентом, продолжает Mediafax. Опытный и уважаемый румынский дипломат заявил: "Передо мной стоит цель возрождения политического диалога на высоком уровне, мы постараемся добиться продвижения в этом отношении". Остается только добавить: последний контакт на уровне премьер-министров был в 2004 году, а на уровне министров иностранных дел в 2009 году, и парламентские визиты также мягко говоря очень редки. Но новый посол вынужден быть оптимистом: "Можно отметить проявление открытости с другой стороны, и я думаю, что мы являемся свидетелями изменений в "интонации" российской внешней политики по отношению к Румынии".

Если визит генерала Патрушева принес потепление со стороны Москвы, и если "проявление открытости" России на самом деле имеет место быть, тогда министр Корлэцян, который скоро отправится с официальным визитом в Россию, обязательно почувствует всё это на собственной коже, пишет Mediafax. И там он должен показать способность оценить эту открытость в румынских интересах, подводит итог издание.

Когда главы важнейших структур по безопасности сильнейших мировых держав один за другим приезжают в Бухарест (18 июня - на следующий же день после визита в Бухарест секретаря Совбеза России Николая Патрушева - в столицу Румынии прибыл с визитом директор Центрального разведывательного управления США Джон Бреннан. При этом румынские СМИ назвали очевидной связь между визитами "силовых" руководителей России и США, отмечая, что данные визиты проходят на фоне начавшейся накануне разработки Высшим советом обороны Румынии плана развития оборонной промышленности и военных закупок на период 2013-2022 гг. - прим. ИА REGNUM), это означает, что на наших глазах затевается что-то интересное, пишет Evenimentul Zilei. Здесь не может быть никаких совпадений. В понедельник, 17 июня, приехал генерал-полковник Николай Патрушев - секретарь Совета безопасности России (эквивалент румынского Высшего совета обороны), доверенное лицо Путина, офицер, который умиротворил Чечню. Во вторник, 18-го, пристал к берегу Дымбовицы (река, на которой стоит Бухарест - прим. ИА REGNUM) Джон Бреннан, глава ЦРУ, бывший советник Обамы по вопросам терроризма. Зачем правые руки Путина и Обамы приехали в Бухарест? С чего вдруг Румыния стала настолько важной, что явилась Меккой секретных служб?

Понятно, что можно говорить о начале румыно-российской оттепели, продолжает Evenimentul Zilei. Перед тем, как встретиться с Бэсеску, Патрушев обсудил с Понтой возможность сотрудничества в области энергетики с масштабными российскими инвестициями. Бэсеску заявил, что передал Путину "нашу открытость к сотрудничеству". Не только по экономическим вопросам, где отмечается хорошая активность, но и политическим. С целью разрешения многих споров между сторонами.

Помимо ПРО и меморандума о сотрудничестве в области терроризма, два поднятых вопроса являются действительно интересными (чтобы не сказать - взрывоопасными): Сирия и Республика Молдова, пишет Evenimentul Zilei. "Относительно ситуации в Сирии у нас имеется очень четкая позиция. Российская Федерация, также как и западные страны, на наш взгляд, должна воздержаться от поставок оружия любому из двух лагерей", - заявил Бэсеску. Однако, Россия всегда была одним из мощных сторонников режима Асада. В том числе военного. А Соединенные Штаты на прошлой неделе одобрили поставки оружия повстанцам. Неофициально сирийские повстанцы получают оружие с Запада и США с самого начала конфликта. Дерзость, с которой Бэсеску "пристыдил" Москву и Вашингтон, указывает на то, что Румыния пытается играть важную роль на Ближнем Востоке. В той роли, в которой наша страна находилась еще до 1989 года - на геополитическом стыке, умудряясь сохранять прекрасные отношения со всеми акторами региона. При этом вес Румынии в зоне увеличивается параллельно с быстрой деградацией политической ситуации в Турции.

Вторая тема - Бессарабия - звучит ещё более эффектно, продолжает Evenimentul Zilei. "Приднестровский вопрос", - заявил Бэсеску Николаю Патрушеву, - является "серьезной проблемой для национальной безопасности Румынии". Более того, глава румынского государства заявил о "необходимости иметь целостную Республику Молдова". Ещё с начала своего первого президентского срока в 2005 году, Бэсеску сделал Бессарабию одной из своих любимых тем. Даже тогда, когда в Бухаресте его популярность снижалась, в Кишиневе его звезда светила столь же ярко. В ходе визитов за Прут его встречали как освободителя, толпы народа собрались, чтобы приветствовать его. Потом Бэсеску вдруг перестал высказываться на тему Республики Молдова. Его молчание совпало с активным вмешательством Ангелы Меркель в региональные вопросы.

Тем не менее, спокойнее ситуация за Прутом не стала, пишет Evenimentul Zilei. Напротив. Чем ближе ноябрьский саммит "Восточного партнерства" в Вильнюсе, когда должно быть подписано соглашение о подготовке к вступлению в ЕС (В действительности речь идет, во-первых, о соглашении об ассоциации с ЕС, не предусматривающем перспективу членства, во-вторых - лишь о парафировании документа, и в-третьих - лишь о возможности такого парафирования в ходе ноябрьского саммита "Восточного партнерства". Подписание же документа откладывается, по крайней мере, до конца следующего года - прим. ИА REGNUM), тем сильнее новое правительство Лянкэ выражает свою твердую прозападную ориентацию, что в свою очередь делает мутнее воды Днестра. Сепаратистский лидер Евгений Шевчук при поддержке Москвы усиливает свои провокации (Именно Кишинев на протяжении ряда лет устраивает провокации с участием силовых структур в Зоне безопасности молдавско-приднестровского конфликта. Провокации Молдавии стоят и за нынешним обострением ситуации в Зоне безопасности - прим. ИА REGNUM). Вновь слышно бряцанье оружием. А Меркель, столь активная до недавних пор, молчит. И вот Бэсеску объявил Путину о дипломатическом возвращении на кишинёвскую сцену, своим недвусмысленным декларированием, что интерес Бухареста состоит в сохранении целостности Республики Молдова. И чтобы правительство в Кишиневе имело "полную юрисдикцию на всей территории" Молдавии.

После встречи с Джоном Бреннаном, Траян Бэсеску был куда более скуп на заявления, продолжает Evenimentul Zilei. Всё, что должно быть сказано, было сказано накануне. Визит директора ЦРУ сыграл роль "верхней булочки", накрывающей дипломатический сэндвич. Мы являемся свидетелями захватывающих геостратегических игр, в которых Румыния, к счастью, не беспомощна, а принимает непосредственное участие, подводит итог издание.

"Косовский прецедент" для Приднестровья: "Все, включая тех, кто сейчас яростно защищает целостность Молдавии, еще пожалеют, что Приднестровье - не Косово"

2013-2014 годы станут решающими для политиков Кишинева, пишет Romania Libera. Принятые решения будут иметь решающее значение для будущего граждан Республики Молдова. Тем более подозрительными и безрассудными кажутся теперь действия тех, кто развалил Альянс за европейскую интеграцию (АЕИ), заменив его Проевропейской коалицией, при этом потеряв шесть месяцев ценного времени, посеяв внутреннюю напряженность и получив более шаткое большинство в парламенте РМ.

Картина выглядит следующим образом - в рамках соглашения об ассоциации с ЕС, Республике Молдова предстоит подписать два ключевых соглашения: о свободной торговле и о либерализации визового режима, продолжает Romania Libera. Это требует, однако, укрепления безопасности восточной границы. Условие известно, не подлежит обсуждению, независимо от того, какое правительство находилось бы у власти в Кишиневе. Некоторое время назад, родилась идея того, чтобы EUBAM взяла на себя эту миссию (Миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) начала свою деятельность на молдавско-украинской и приднестровско-украинской границе в ноябре 2005 годуа в результате совместного обращения президентов Молдавии и Украины Владимира Воронина и Виктора Ющенко. Основанием для осуществления деятельности EUBAM послужили, в частности, обвинения молдавской стороны в масштабной контрабанде и нелегальном экспорте вооружений из Приднестровья. В ходе своей работы миссия не нашла подтверждений этим обвинениям. 27 июля 2010 года руководитель EUBAM Удо Буркхолдер заявил, что миссия Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдавии и Украине никогда не считала Приднестровье "чёрной дырой", и это также подтверждается информацией ОБСЕ и Европейской комиссии - прим. ИА REGNUM). Однако от этой идеи отказались еще раньше, чем она была толком сформулирована.

В этих условиях Кишиневу ничего не остаётся, кроме как самому укрепить безопасность "границы" территории, которую он контролирует, пишет Romania Libera. Как она будет называться - "административная граница" или "пограничная зона" - не так важно. Кишинев уже приступил к укреплению безопасности. Безмолвно, без лишних разговоров, будто надеясь, что это пройдёт незамеченным. Республика Молдова старается и рыбку съесть (соблюсти требование ЕС) и косточкой не подавиться (отвести подозрения об отделении от Приднестровья).

Было понятно, что момент истины рано или поздно наступит, продолжает Romania Libera. И вот час пробил, и жесты "властей" Тирасполя следует рассматривать именно в этом ключе. В том числе недавнее решение приднестровского лидера Евгения Шевчука, подписавшего закон о "государственной границе" региона, в состав которого было включено село Варница, а так же восемь населенных пунктов, находящихся под юрисдикцией Республики Молдова (Данные населенные пункты были включены в состав территории ПМР согласно конституции республики; впоследствии однако они перешли под юрисдикцию Кишинева в результате местных референдумов и в настоящий момент находятся под фактическим контролем Молдавии. В то же время указание на их принадлежность Приднестровью в конституции ПМР сохранилось и, соответственно, было перенесено и в принятый закон о госгранице - прим. ИА REGNUM). Москва, посредством Тирасполя, нашла идеальный способ нападения и отреагировала соответствующим образом. Изумление кишиневских властей и иностранных наблюдателей при этом отдает лицемерием. А чего мы ожидали? Теплого и дружественного приветствия Россией европейского курса Республики Молдова? Выступления Тирасполя за вывод российских войск? Естественно, нет. И то, что сейчас Москва делает посредством Тирасполя, это собственно то, что она делала с Приднестровьем всё время после войны: блокирование западного курса Кишинева. Проблема, таким образом, состоит не в том, что делает Россия, а что делает Кишинев в этих условиях. Что он будет делать, если провокации на Днестре будут продолжаться, несмотря на словесную реакцию и критику представителей ОБСЕ?

В конце концов, необходимо принять решение, пишет Romania Libera. Европейский путь предполагает обязательное консолидирование и контролирование Кишиневом восточной границы, поскольку одновременно с подписанием экономических соглашений ЕС будет начинаться в Атлантике и заканчиваться... у восточной границы Республики Молдова. Таким образом, гипертрофированная застенчивость по этой теме совершенно неуместна. И в Кишиневе разразятся споры. Между теми, кто хочет "сперва в ЕС, а затем воссоединения" и теми, кто хочет "сначала воссоединения, и после этого возможные переговоры с ЕС".

Ситуация вокруг Косово неизбежно взбудоражит общественные умы и воспламенит их речи, продолжает Romania Libera. Конечно, в общем (история, генеалогия сепаратизма), ситуация Косово, иная чем в Приднестровье. Тем не менее, прецедент случится: тот факт, что Сербия может уступить территории - второй европейский случай,после Франции с Алжиром, - в обмен на получение выгод от ЕС! Если Сербия может уступить территории в обмен на европейскую интеграцию, то почему - задастся вопросом кто-то - Республика Молдова не может сделать того же самого? Неважно, каким будет ответ, но вопрос как таковой нельзя будет просто проигнорировать.

Тем не менее, Приднестровье - это не Косово! - пишет Romania Libera. Парадокс? Никоим образом. Те, кто возмущаются любым сравнениям Косово - Приднестровье, могут успокоиться. Главное не дожить до того момента, когда все, включая тех, кто сейчас яростно защищает целостность РМ, еще пожалеют, что это не так. Ибо имеется ещё одна возможная интерпретация несвоевременного жеста Шевчука: он подписал документ, в котором говорится, что "государственная граница" Приднестровья будет под военной защитой именно потому, что чувствует, что Кишинев может расстаться с Тирасполем и принять идею Приднестровья, как "территории противостоящей ЕС". И поэтому начались давление и провокации. Не для того, чтобы Россия признала Приднестровье, не для того, чтобы Тирасполь отделился от Кишинёва, но чтобы Кишинев НЕ отделился от Тирасполя! В этом случае, будущее мрачно. Днестр вот-вот закипит, потому что каждая подпись на соглашении с ЕС в Молдавии может рикошетом стать подписью на объявлении войны в Тирасполе, подводит итог издание.

Румыния не испытывает никакого международного давления из-за непризнания Косово, так как позиция Бухареста была известна еще до провозглашения независимости бывшей сербской провинции в 2008 году, пишет Gandul. Поэтому румынские власти будут сейчас действовать, следя за действиями Белграда и, в то же время, соблюдая интересы Молдавии, связанные с Приднестровьем (а в первую очередь, о чем Бухарест официально предпочитает умалчивать, ввиду ситуации в собственной Трансильвании, где компактно проживает венгерское население, лидеры которого еще в 2008 году заявили о намерении следовать по косовской модели - прим. ИА REGNUM). Об этом заявил на встрече с премьер-министром Сербии Ивицей Дачичем президент Румынии Траян Бэсеску. По словам Бэсеску, приднестровская проблема "является политической трудностью" и для Бухареста. В свою очередь Дачич заявил, что Сербии в последние годы пришлось принимать нелегкие решения, и поблагодарил Румынию за ту позицию, которую она занимала все эти годы (Румыния, наряду с Кипром, Грецией, Словакией и Испанией, входит в пятерку стран ЕС, которые, несмотря на неоднократные призывы Брюсселя, до сих пор не признали независимость Косово. В то же время президент Румынии Траян Бэсеску неоднократно заявлял, что Бухарест признает Косово тогда, когда этот вопрос будет согласован между Приштиной и Белградом - прим. ИА REGNUM).

Политика: "Единственной эффективной деятельностью правительства остаётся воровство в десять рук"

Скорость действий членов комиссии по пересмотру конституции (осенью 2013 года в Румынии пройдет референдум о принятии новой конституции, над проектом которой в настоящий момент работает специальная конституционная комиссия - прим. ИА REGNUM), работающих в условиях полного отсутствия прозрачности, указывает на жгучее желание уложиться в срок, отпущенный для завершения процедуры, пишет Revista22. Пусть даже и упускается такой долгосрочный аспект, как демократическая консолидация. Источниками нынешней инициативы по пересмотру конституции является сочетание политического волюнтаризма и отсутствие интеллектуального видения. Игнорируя рекомендации Венецианской комиссии и ЕС, процедура по изменению основного закона страдает рядом недостатков, которые могут стать фатальными - отсутствие правового и идеологического фундамента, который предусматривает долговечность будущей "крепости", отсутствие консенсуса и настоящих переговоров. Спешка, с которой собираются принять новую конституцию вовсе не является признаком зрелости, но - демократической инволюции.

В конечном счёте, настоящий момент является кульминационным в процессе пересмотра конституции, начавшемся еще летом прошлого года, продолжает Revista22. Кризис правового государства в 2012 году (6 июля 2012 года депутаты от Социал-либерального союза объявили импичмент президенту Траяну Бэсеску, который в свою очередь назвал это попыткой "государственного переворота". После этого озабоченность возможностью "отклонения" Румынии от пути демократии и построения правового государства выразили официальные представители Вашингтона и Брюсселя, а также канцлер Германии Ангела Меркель, вставшие на сторону Бэсеску. По итогам состоявшегося 29 июля всенародного референдума об импичменте президенту Траяну Бэсеску, явка избирателей на плебисцит составила 8.459.053 человек или 46,24% от действующей избирательной базы при необходимом пороге в 50% 1 голос. При этом за отставку Бэсеску проголосовали 87,52% избирателей, пришедших 29 июля на участки, против - 11,15%. Конституционный суд признал референдум несостоявшимся. 28 августа Бэсеску вернулся к исполнению своего второго президентского мандата, который истекает в 2014 году - прим. ИА REGNUM) был не случайным, но явился результатом целенаправленной работы по ослаблению механизмов защиты конституции. На этот раз подход иной, но шансы на успех гораздо выше. Вместо того чтобы осаждать правовое государство, его предпочли "одомашнить" путём внесения изменений в конституцию. Короткий путь, на который ступили парламентарии, ведёт к ядру конституционной демократии. Такой ключевой элемент процесса конституционного проектирования, как компромисс, устранён благодаря новой конфигурации парламента. Слабость оппозиции является частью уравнения, описанного выше. С кем власть будет вести переговоры, если оппозиция кажется не заинтересованной в осуществлении своей миссии? В самый важный момент за два с половиной десятилетия своей политической эволюции Румыния возвращается к шаблону парламентского удушающего доминирования времен Фронта национального спасении (В декабре 1989 года в Румынии произошел переворот, в результате которой румынский коммунистический диктатор Николае Чаушеску и его жена попытались бежать из страны, но были задержаны и 25 декабря расстреляны по приговору трибунала. После падения режима Чаушеску к власти пришел Фронт национального спасения - ФНС - во главе с бывшим коммунистическим функционером Ионом Илиеску - прим. ИА REGNUM).

Намеченная конституционная модель расплывчата и туманна, пишет Revista22. Будет ли сделан выбор в пользу двухпалатной системы, продемонстрировавшей некоторые недостатки? Неопределенность и непоследовательность рано или поздно становятся причинами хрупкости конституционной демократии. Президент оказывается в условиях ограниченных полномочий и поставлен в позицию церемониального главы государства, при этом избранного непосредственно народом. В этом контексте, открытым остаётся вопрос: до каких пор оправдано сохранять утверждение всеобщим голосованием такого президента? Возможно, ответ будет предоставлен председателем Сената, потенциальным кандидатом в президенты (речь о лидере Национал-либеральной партии Крине Антонеску - прим. ИА REGNUM). На данный момент можно отметить превращение президента в неуместного в конституционном плане актора.

Пересмотр конституции не был бы полным без внесения искажений в главы, относящиеся к регулированию положения судей Конституционного суда, продолжает Revista22. Во имя "деполитизации" прокуроры попадут под контроль министра юстиции, а полномочия Конституционного суда будут ограничены. Румыния, похоже, в очередной раз подтвердит свою прерогативу отрицательной исключительности в рамках ЕС. Конституционный пересмотр-2013 - это классический случай, иллюстрирующий заблуждения, которые нация призвана избежать в момент изменения фундаментального закона. Юридическая импровизация и парламентское всемогущество решают судьбу румынской демократии. Граждане являются свидетелями этой игры в конституцию. Их присутствие будет необходимо только тогда, когда нации будет предложено "патриотично" узаконить плоды пересмотренного закона, под запах жареных колбасок и звуки фанфар.

В Румынии планируется повторно провести референдум о парламентской реформе, пишет Realitatea. Как объявил президент Траян Бэсеску, начата процедура организации всенародного референдума по переходу к однопалатному 300-местному парламенту. "Я начинал свой второй мандат с целями кампании по модернизации страны, государственной гибкости и т.д. Для этого был процесс сокращения бюджетников. Цель была в пересмотре ситуации в ряде органов, одним из которых был парламент. Парламент, который можно охарактеризовать как неэффективный и оторванный от законотворческих реалий", - сказал он. Бэсеску сообщил, что сегодня парламент в связи с доминированием коалиции социал-демократов и национал-либералов фактически превратился в однопалатный орган, а потому он намерен продолжать бороться за данную реформу (22 ноября 2009 года одновременно с выборами президента Румынии по инициативе Траяна Бэсеску в стране прошёл референдум о реформировании парламента. Согласно его результатам, за преобразование двухпалатного парламента в однопалатный высказались 77,78% из принявших участие в голосовании избирателей. Данное решение, однако, не получило достаточной для принятия поддержки в парламенте - прим. ИА REGNUM).

Президент Траян Бэсеску вовсю старается подружиться с народом. Он стал принимать участие в народных торжествах, молиться в монастырях, встречается лицом к лицу с друзьями по Facebook, пишет Hotnews. Будучи лишенным возможности участвовать в процессе изменения конституции, он грозит повторением референдума от 2009 года. Президент явно хочет вернуть доверие граждан. Желает ли он этого лишь для того, чтобы завершить свой мандат с высоко поднятой головой или хочет большего? И почему именно сейчас? Причиной этому явились несколько факторов. Как любой опытный хищник Траян Бэсеску почуял запах крови. Ситуация в целом, всего через шесть месяцев после прихода к власти Социал-либерального союза (СЛС), выглядит непредвиденно плохо.

Во-первых, перед лицом маячит новый пик экономического кризиса, продолжает Hotnews. Статистические данные пророчат трудные времена, наша экономика идет ко дну. Вскоре правительство Понты столкнётся с серьезными трудностями, лей стоит "на краю". Европейские деньги не просто перестали поступать, но значительные суммы должны быть возвращены. Сбор налогов проходит сложнее, всё больше уклонений. Денежные средства от инвестиций не поступили, банки перекрыли потоки, стратегическая приватизация застопорилась. Единственной эффективной деятельностью правительства остаётся воровство в десять рук.

Во-вторых, начинает вырисовываться социальный кризис, пишет Hotnews. Начинают всё чаще проходить акции протеста, митинги. Правительство Понты и СЛС вместе с подконтрольным телевидением фальсифицируют реальность, изменяя повестку дня. Во время предвыборной кампании СЛС крайне высоко поднял горизонт ожиданий, тем сильнее будет общественное разочарование ближе к осени.

В-третьих, мы живём в постоянном политическом кризисе, продолжает Hotnews. СЛС бурлил-бурлил и несколько раз едва не взорвался. Их аудитория стала свидетелем угроз разрыва коалиционных отношений, тяжелых обвинений, ультиматумов. Короче говоря, сплошная ругань на протяжении шести месяцев вместо обещанного спокойного и размеренного управления. Виктор Понта и Крин Антонеску не находятся в консенсусе и по вопросу пересмотра конституции. Процесс пересмотра характеризуется выдвижением неудачных предложений, дилетантством и навязчивыми идеями превратить Румынию в парламентскую республику, с президентом в качестве зрителя, политиками, защищёнными иммунитетом, держащими правосудие в своих руках. Популярность национал-либералов неумолимо падает. Если никаких изменений не произойдёт, то уже к осени будет трудно сохранить альянс единым. СЛС, уже ослабленный напряженностью отношений между Социал-демократической партией (СДП) и Национал-либеральной партией (НЛП), находится в самом тяжёлом периоде с момента своего создания в феврале 2011 года. Если СЛС потерпит неудачу в процессе изменения конституции, вместе с упущениями в проведении регионализации (что произойдёт с максимальной вероятностью) - это только ускорит разрыв. Приближение выборов, низкие достижения правительства, растущее давление со стороны общества, сближение между Виктором Понтой и Траяном Бэсеску будет с каждым днем усиливать напряженность внутри СЛС. Правительство СДП-НЛП просто не выдержит.

В-четвертых, углубляется кризис в рядах оппозиции, пишет Hotnews. Здесь проходит процесс распада, что делает невозможным коагуляцию альтернативной силы нынешнему правительству. Попытки создать новые формирования либо не удались, либо этот процесс проходит слишком медленно, чтобы быть принятым во внимание к горизонту следующего года (в 2014 году истекает второй мандат президента Траяна Бэсеску и в стране пройдут выборы нового главы государства - прим. ИА REGNUM). Реалии последних шести месяцев показали, что единственным достаточно сильным персонажем, находящимся в состоянии составить настоящую оппозицию и поднять важные вопросы, остаётся Траян Бэсеску.

В-пятых, разразился кризис пропагандистской машины, продолжает Hotnews. Война за деньги и влияние создает широкое поле для взаимного шантажа с помощью телевизионных дубин, что способно вывести из игры некогда единую пропагандистскую машину манипулирования обществом со стороны власти.