Гай Борисов: Европа теряет интерес к Армении, но "переводит стрелки" на Москву?

23.06.2012
Коллаж: ИА REGNUM

Эксперт Центра европейской политики в Брюсселе Аманда Пол в недавнем интервью одному из армянских интернет-изданий сделала ряд примечательных заявлений, относящихся к процессу т.н. сближения между Евросоюзом и Арменией. Как известно, предполагается, что уже в нынешнем ноябре в ходе саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе должен быть парафирован договор об ассоциации ЕС-Армения. Однако теперь выясняется, что это многократно и весьма громко анонсированное событие может и не произойти.

По словам Аманды Пол, "почти невозможно", чтобы договор об ассоциации был парафирован в Вильнюсе, ибо, даже если сами переговоры и завершены, то времени для подготовки текста этого документа и решения других "технических вопросов" нет. То же самое, по её мнению, относится к Молдавии и Грузии. (Уместно напомнить, что еще совсем недавно именно Молдавию называли в Брюсселе лидером среди шести стран программы). И лишь Украина сегодня уже готова к подписанию документа.

Впрочем, дело не только в "технических" проблемах. В случае Армении, полагает Аманда Пол, препятствия Еревану может чинить Москва, которая предпочла бы видеть Армению в Таможенном союзе. Поэтому, считает она, Россия в ближайшее время будет наращивать давление на армянскую сторону, "возможно, будет применять мягкое давление, а также и другие способы в направлении смены политики".

Это - избитая, а в реальности - еще и фальшивая тема. Эксперты ИА REGNUM неоднократно указывали, что никакого давления со стороны Москвы в отношении вступления в Таможенный союз Армения не испытывает и испытывать не может. Микроскопический армянский рынок и отсутствие общих границ в экономическом смысле предопределяет отсутствие интереса к вовлечению Еревана в этот проект. Также и на официальном уровне не раз отмечалось, что никаких приглашений в ТС Армения не получала. И это понятно: военно-политическое и экономическое присутствие России в Армении столь велико и прочно, что дальнейшее его расширение, тем более - путем какого-то давления, видится как минимум, нецелесообразным, а если называть вещи своими именами - так и просто бессмысленным. К тому же следует учесть, что вовлечение Армении в ТС неизбежно поставит на повестку дня проблему Нагорного Карабаха. И тогда либо НКР также надо будет принимать в ТС (что означает разрыв отношений Москвы, Астаны и Минска с Азербайджаном), либо вводить на армяно-карабахской границе "нормальный" таможенный режим, а это в перспективе означает экономическое, а со временем - и политическое отдаление Карабаха от Армении.

Поэтому на деле ситуация совершенно иная: именно Ереван, имея статус наблюдателя в ЕврАзЭс, пытается в рамках Евразийской экономической комиссии найти формы более тесного сотрудничества с Таможенным союзом, ибо это сыграло бы позитивную роль для армянской экономики.

Пока неизвестно, чем эти поиски завершатся. Очевидно другое: в Брюсселе зарождается тенденция "притормозить" армяно-европейское сближение. Об этом свидетельствует ряд фактов. Во-первых, та же Арманда Пол не стала скрывать - даже если соглашение об ассоциации с Ереваном и удастся со временем парафировать (но не в Вильнюсе, где, считает она, следует достичь лишь некой "предварительной договоренности"), это отнюдь не приведет к увеличению воздействия ЕС на Турцию с целью заставить Анкару открыть блокированную еще в 1993 г. армяно-турецкую границу. "Сегодня этот вопрос не является приоритетом ни Турции, ни ЕС. Нынешние события на Ближнем Востоке требуют сотрудничества между Турцией и Евросоюзом. У ЕС очень мало рычагов для того, чтобы оказывать на Турцию давление и заставить ее пойти на какие-то шаги",- сказала Аманда Пол.

Между тем, очевидно, что в условиях продолжения блокады со стороны Турции планирующееся соглашение о Зоне свободной и всеобъемлющей торговли ЕС-Армения сильно обесценивается, поскольку его будет сложно реализовывать на практике - по тем же причинам, по которым трудно сотрудничать с ТС без наличия общих границ. Одновременно встанет уже указанная проблема Карабаха, а также - Ирана. Ведь антииранские экономические санкции пока никто не отменял, а ситуация может сложиться таким образом, что в таможенном отношении ЕС при посредстве Армении станет граничить с ИРИ. И даже если в перспективе это может сыграть очень позитивную роль, то сегодня способно лишь породить целый ряд трудноразрешимых проблем.

Также давно уже ничего не слышно о созыве конференции доноров Армении, на которой ранее планировалось собрать для Еревана до 1,5 млрд. евро в качестве "приза" за сближение с Европой. И это также может свидетельствовать о потере интереса Брюсселя к сближению с рядом "проблемных" стран "Восточного партнерства". При этом, однако, вину за возможный провал планов по парафированию договора об ассоциации в Вильнюсе, кажется, хотели бы свалить на Россию, объяснив всё это "препятствованием со стороны Кремля".