Сергей Маркедонов: Роль "главного демократизатора" вредит США

09.06.2012
Научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований Сергей Маркедонов. Источник: azatutyun.am

Расширение НАТО за счет стран постсоветского блока возможно, но на очень определенных условиях. Об этом в рамках организованной ресурсом Public Dialogues интернет-конференции на тему "Проблема взаимоотношений США и союзников по НАТО, на фоне разразившегося "скандала Сноудена"" заявил научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (Вашингтон, США) Сергей Маркедонов, добавив, что такой сценарий может сработать, если в России произойдет тотальный коллапс, или же произойдут какие-то другие экстраординарные ситуации.

"Во всех других случаях я не вижу перспективы. Дело не в том, хотят ли Тбилиси, Баку или Киев вступить НАТО, а в готовности самого блока принимать и интегрировать новые страны. Это не так просто, как кажется. Это - дополнительные средства и дополнительная головная боль. Сам блок НАТО - это далеко не монолит, и там есть разные подходы. И если вспомнить того же Ассанжа и WikiLeaks, то станет ясно, что позиции Франции и Германии в вопросе членства Грузии в НАТО отличались от позиции США. А позиции старой Европы сильно отличались от позиции новой Европы - Латвии, Литвы, Эстонии. Не будем также забывать, что в самих постсоветских странах есть разное отношение к вопросу вступления в НАТО. Если взять Украину, то это - вопрос внутренней политики этой страны. Ибо значительная часть самой Украины не хочет вступления в НАТО. Одно дело - элита, другое дело само население. Если взять Азербайджан, то он член Движения неприсоединившихся стран. Этот статус вообще предполагает внеблоковость, независимо от того это - НАТО, ОДКБ или что-то другое", - заявил эксперт.

Отвечая на вопрос о геополитической ориентации Азербайджана, в частности, о том, верно ли определение этой страны как прозападной, Маркедонов назвал такой подход большим упрощенчеством. "Сейчас нет холодной войны. Между Россией и США есть определенные противоречия, которые конфликтом нельзя называть. Это - противоречия интересов, а не конфликт идеологического характера, это, условно говоря, не конфликт между капитализмом и коммунизмом. Взять, к примеру, тот же вопрос Афганистана. Много говорят про то, что Грузия - партнер США в Афганистане, что 2000 грузинских солдат служат там. И что Азербайджан - логистический пункт по движению военных грузов в Афганистан. Все это - так. Но посмотрите также и на Россию, которая не член НАТО и не планирует туда вступать. 4000 расчетов осуществляются через Россию в Афганистан. И эта информация в комплементарном духе описана в документах Госдепа США. Поэтому сегодня неправильно говорить о том, что есть жесткий выбор между Западом и Россией. Возьмем также вопрос поставок российских вооружений в Азербайджан. Это прозападный или какой вектор? Азербайджан думает быть не пророссийским или проамериканским, а проазербайджанским, Армения думает, чтобы быть проармянской. Фактически только Грузия времен Саакашвили сделала четкий выбор в пользу Запада, в ущерб контактам с Россией. Любая другая страна пытается иметь равновесные отношения. Вы можете спросить, а как же тогда решение по Киргизии? Но не забывайте, что решение было принято в 2013 году. В 2014 г. американцы, скорее всего, из Афганистана уйдут. И у самих американцев особого интереса нет, чтобы иметь военную базу там. В 2005 или в 2006 году принятие такого решения было гораздо сложнее", - заметил эксперт.

Что касается возможных изменений в схеме отношений США-Азербайджан на фоне разоблачений Сноудена, в той или иной мере касающихся Азербайджана, Маркедонов оценил их скептически. "Когда Азербайджан играет значительную роль в логистике в Афганистане, когда энергетические проекты затрагивают большие финансовые интересы, и когда на фоне имиджа в исламском мире (который не то что нулевой, а отрицательный), есть светский союзник, да еще граничащий с Ираном, то я не знаю, что может заставить США поменять отношения с Азербайджаном. Наверное, какая-то исламская революция или коллапс в этой стране. В остальных случаях вряд ли эти отношения поменяются. Мы видим, что американский Госдеп относится критически по поводу отступлений от демократии в Грузии, в Армении. Азербайджан под этот фокус мало попадает. Мы видим последние турне секретарей Госдепа по Кавказу, Азербайджан не рассматривался в контексте большого нарушителя демократии. Можно хотя бы вспомнить ситуацию с делом Сафарова. Были заявления ритуального характера. Так в целом в своих отчетах по демократии во всем мире Азербайджан немножко покритикуют, но это не приводит каким-то серьезным последствиям", - подчеркнул Македонов.