"Только независимое Приднестровье может быть участником евразийской интеграции": обзор СМИ ПМР

30.11.2012

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Диагноз "шизофрения" нужно ставить молдавской политической элите в целом". Геополитика: "Отношения Молдавии и ЕС всё больше напоминают историю о кролике и удаве. Приднестровье не должно попасть в такую историю". Власть: "Президент - как чертик у Гоголя, который везде бегает, суетится, путается под ногами, мешает, и при этом пожизненно никакой ответственности не несет". Конспирология: "Россия может предоставить беглому сотруднику ЦРУ Сноудену убежище в одной из непризнанных стран".

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Диагноз "шизофрения" нужно ставить молдавской политической элите в целом"

В Вене прошёл очередной раунд переговоров в формате "5 2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM), пишет "Приднестровье". Единственным его итогом стало подписание Тирасполем и Кишинёвом протокола о плане совместных действий уполномоченных структур сторон в области охраны окружающей среды и устойчивого использования природных ресурсов на 2013-2014 годы. Во время видео-пресс-конференции по итогам встречи в Вене политический представитель Приднестровья, министр иностранных дел Нина Штански из всего комплекса возможных точек соприкосновения в природоохранной сфере выделила совместное проведение дноуглубительных и руслоочистительных работ на Днестре, а также меры, направленные против подтопления населённых пунктов на обоих берегах реки.

Представители Приднестровья уже давно недвусмысленно дали понять, что обсуждать намерены пока лишь вопросы из "первой корзины", то есть касающиеся социально-экономических аспектов взаимодействия сторон, продолжает "Приднестровье". Попытки внесения не связанных с этим вопросов во время предыдущего раунда консультаций по молдавско-приднестровскому урегулированию, прошедшего в Одессе 23-24 мая, вызвали резкую реакцию со стороны Тирасполя. Судя по всему, в австрийской столице рецидива протолкнуть в повестку вопросы безопасности или политические не было.

Среди проблем, которые намерена была обсудить приднестровская сторона в Вене, была свобода передвижения и внешнеэкономическая деятельность приднестровских предприятий, пишет "Приднестровье". Касаемо последней тематики, со стороны Кишинёва было заявлено, что молдавские парламентарии после каникул вернутся к обсуждению изменений в налоговое законодательство. Дело в том, что в настоящее время Молдавия по отношению к экономическим агентам Приднестровья проводит двойственную политику. С одной стороны, Кишинёв, заставляя их регистрироваться у себя (приднестровские юридические лица не могут выйти на внешний рынок, не будучи зарегистрированными в Молдавии), считает их своими резидентами. Свою деятельность эти предприятия осуществляют исключительно на территории Приднестровской Молдавской Республики, но с них взимается экологический сбор, как будто они находятся в Молдавии. С другой - приднестровские экономические агенты в Молдавии облагаются налогами и сборами, которые применяются для иностранных предприятий...

Вообще-то Кишинёв постоянно проявляет двойственность позиции по отношению к Тирасполю, продолжает "Приднестровье". Как отметила в ходе видео-пресс-конференции Нина Штански, незадолго до венского раунда со стороны двух вице-премьеров Молдавии прозвучали противоречащие друг другу заявления относительно функционирования на границе с Приднестровьем миграционных постов. Напомним, что в Тирасполе 11 июля на встрече с политическим представителем Приднестровья, министром иностранных дел Ниной Штански в присутствии представителей России, Украины и ОБСЕ вице-премьер Молдавии Евгений Карпов заявил, что механизм миграционного контроля до сих пор не разработан, и в очередной раз заверил, что эта процедура будет носить бесплатный и добровольный характер. За день до этого уже другой молдавский вице-премьер, министр иностранных дел и евроинтеграции Наталья Герман в интервью радиостанции "Свободная Европа" отметила, что два из шести предполагаемых постов уже работают в "тестовом режиме". Более того, она подчеркнула, что обо всех своих действиях Кишинёв информирует приднестровские власти и украинских представителей. Как оказалось, Киев тоже не был осведомлён о "тестовых постах". Перед своим визитом в Тирасполь 11 июля спецпредставитель действующего председателя ОБСЕ по вопросам конфликтов Андрей Дещица (в этом году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе председательствует Украина) решил посетить места, где Молдавией предполагается установка миграционных постов, и ничего не обнаружил...

Ещё одно громкое заявление, сделанное Натальей Герман в интервью "Свободной Европе", было о необходимости повального документирования приднестровцев молдавскими удостоверениями личности, пишет "Приднестровье". В то же время её коллега по молдавскому правительству Евгений Карпов утверждал, что новые миграционные правила ни в коей мере не коснутся приднестровцев, с какими бы паспортами они ни передвигались по территории Молдавии. По словам господина Карпова, нововведения, инициированные Евросоюзом, направлены на отслеживание миграционных потоков, идущих через Приднестровье из Украины. Свои слова он подтвердил и в ходе венской видео-пресс-конференции.

Правда, во время неё политический представитель Молдавии на переговорах с Приднестровьем сам попал в неловкое положение, попытавшись рассказать журналистам о том, о чём в австрийской столице не говорилось, продолжает "Приднестровье". Евгений Карпов сообщил, что ему удалось "уговорить" приднестровскую сторону изъять из Закона ПМР "О государственной границе" положения, якобы ущемляющие права жителей Молдавии. На что тут же получил ответ от приднестровской визави, что, во-первых, ничего изыматься из закона не будет, а во-вторых, там нет тех положений, о которых говорил господин Карпов. Закон, как отметила Нина Штански, всего лишь юридически закрепляет реально сложившуюся на протяжении двух десятков лет ситуацию на границе между Приднестровской Молдавской Республикой и Республикой Молдова. Попытка перевалить с больной головы на здоровую не прошла. Евгению Карпову осталось только смущённо покраснеть, подводит итог издание.

Недавно мы столкнулись с шизофренией в политическом плане, пишет "Рупор ПМР". Судите сами, если два вице-премьера одной и той же страны с разницей в один день заявляют кардинально противоположные вещи, то как ещё это можно назвать? Вице-премьер Молдавии по реинтеграции Евгений Карпов прилюдно заявляет перед журналистами в Тирасполе, что никаких миграционных постов на границе с Приднестровьем нет. Механизм новых правил отслеживания перемещения приднестровцев по территории Молдавии, а также въезжающих через приднестровско-украинскую границу иностранных граждан, по словам Евгения Карпова, ещё не разработан. Министр иностранных дел и евроинтеграции Молдавии и также вице-премьер этой страны Наталья Герман в интервью радиостанции "Свободная Европа", напротив, говорит о двух "пилотных" постах, где идёт обкатка молдавских миграционных нововведений. Более того, вице-премьерша Молдавии рассуждает о передаче накопленного опыта на "пилотных" постах будущему персоналу других постов. Евгений Карпов в Тирасполе в очередной раз увещевает своих тираспольских визави, а через СМИ заодно и всех жителей Приднестровья в добровольности и бесплатности процедуры прохождения миграционного контроля. Наталья Герман же за день до этого бескомпромиссно заявляет о необходимости поголовного "документирования молдавскими удостоверениями личности" всех приднестровцев.

Никто, заметьте, не сомневается в адекватности господина Карпова и госпожи Герман, продолжает "Рупор ПМР". Диагноз "шизофрения" нужно ставить молдавской политической элите в целом. Нынешняя оппозиция в лице Партии коммунистов Республики Молдова - более чем наглядный пример "политнеадекватности". В программных документах ПКРМ чёрным по белому записано, что партия намерена всеми силами добиваться интеграции в евроструктуры. Кстати, название ведомства, которое ныне возглавляет Наталья Герман, а до неё возглавлял нынешний молдавский премьер Юрий Лянкэ, выдумано отнюдь не "евроинтеграторами". Оно благополучно пережило президентство Владимира Воронина (Министерство иностранных дел Молдавии было переименовано в Министерство иностранных дел и европейской интеграции в период пребывания у власти Партии коммунистов Воронина, провозгласившей в 2002 году курс на "европейскую интеграцию" - прим. ИА REGNUM)... При этом для "нерумынского" электората ПКРМ-овцы при каждом удобном случае рассуждают о необходимости сближения с Россией и вхождения в Таможенный союз.

Вообще-то "политшизофрения" - очень удобная вещь, пишет "Рупор ПМР". Она, как это доказали коммунисты Молдавии, бьёт в обе стороны - евроинтеграция для "румынского" населения, а всё остальное - для иноязычной публики... То же самое можно сказать и о расщеплении коллективного сознания в нынешнем правительстве Молдавии. С одной стороны - "лапша на приднестровские уши", приготовленная господином Карповым. С другой - отчёт о проделанной работе перед "европейцами" за потраченные ЕС деньги госпожи Герман.

Кстати, тут есть ещё одна фигура - руководитель евросоюзовской миссии в Молдавии господин Шубель, продолжает "Рупор ПМР". Его срок пребывания на земле Молдавии скандально подходит к концу. В молдавских СМИ всё чаще появляются сообщения о том, что в Брюсселе неподдельно заинтересовались тем, куда этот ушлый малый девал деньги, предназначенные для сближения Молдавии с ЕС. Чтобы отчитаться за исчезнувшие евро руководитель евросоюзовской миссии организовал в Кишинёве даже гей-парад. Но, как-то мелковато для растраченной суммы... А вот шесть миграционных постов могут и потянуть на серьёзные издержки. Преступники во всём мире, чтобы избежать наказания, часто прибегают к игре в "умалишённых". Кажется, нас ждёт незабываемое "психшоу" в исполнении Дирка Шубеля, когда его брюссельские боссы призовут к ответу за растраченные казенные деньги, подводит итог издание.

ИА "Новости Приднестровья" публикует интервью директора Международного института новейших государств Алексея Мартынова.

ИА "Новости Приднестровья": Недавно в СМИ появился Ваш материал о границе Европейского Союза и Приднестровья. Уже известно, что на границе нашей республики с Молдавией устанавливаются миграционные посты. Как Вы думаете, это шаг к признанию республики со стороны Молдавии?

Алексей Мартынов: Безусловно, это фактическое признание суверенитета. Признание границы - это уже признание суверенитета. Во-вторых, в Приднестровской Молдавской Республике недавно принят закон о границе, который чётко прописывает правила её пересечения, процессуальные нормы в отношении нарушителей, вплоть до самых крайних мер, когда это создаёт угрозу суверенитету страны. Поэтому, безусловно, такого рода дискуссия, да и практические шаги, говорят о том, что в том числе и в Европе понимают: подвешенная ситуация в Приднестровье, длящаяся более 20 лет, должна прийти к логическому завершению. Европе не нужна, как они считают, "неконтролируемая территория", "черная дыра" и так далее. Самое главное, Европе нужна хоть какая-то Молдавия, пускай даже без Приднестровья. Поэтому я больше всех уверен, что на сегодняшний день большинство евробюрократов согласятся с удовольствием, если вдруг неожиданно, скажем, в молдавском парламенте, возникнет вопрос о том, что надо бы Приднестровье признавать.

ИА "Новости Приднестровья": То есть Вы не отрицаете появление евросоюзовского рубежа по молдавско-приднестровской границе?

Алексей Мартынов: Да. Потому что прекрасно известно, что в скорой перспективе Молдавия подпишет соглашение об ассоциации. И то, что Молдавия будет дрейфовать в сторону Румынии, а через неё в Евросоюз, ни у кого не вызывает сомнения. Не будет даже каких-то дискуссий по этому поводу. Они уже все прошли.

ИА "Новости Приднестровья": Уже осенью в ходе саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе Молдавия планирует парафировать соглашение с ЕС об ассоциации и зоне свободной торговли. Не секрет, это может негативно сказаться на экономике Приднестровья. Как Вы думаете, каков выход из такой ситуации?

Алексей Мартынов: Во-первых, это бабушка надвое, что называется, сказала. Это одно из видений или, точнее сказать, одно из чьих-то желаний развития ситуации. А второе, я почти уверен, что для Приднестровья предпочтительней и интересней рынки России. И под российские гарантии прямые коридоры ну, например, на украинские порты Чёрного моря. Понятно, что из этой ситуации надо выходить. Здесь, с одной стороны, опять Приднестровье попадает в зависимость от лукавых украинских политиков. Но надо понимать, что, по крайней мере, в этом году, когда Украина председательствует в ОБСЕ, вопрос Приднестровья для Киева наиважнейший. Потому что все остальные так или иначе отработаны, либо уже не актуальны. Украина надеется на некоторые успехи на приднестровском направлении, чтобы каким-то образом поправить свой внешнеполитический имидж.

ИА "Новости Приднестровья": Как Вы оцениваете положение дел в переговорном процессе по молдавско-приднестровскому урегулированию? Следует ли ждать в ближайшем будущем решения социально-экономических проблем, о которых неоднократно заявляла и заявляет приднестровская сторона?

Алексей Мартынов: На мой взгляд, по вине молдавской стороны тактика "малых шагов" не приносит тех результатов, которые должна была бы приносить. Сама по себе тактика верная - давайте заниматься здесь и сейчас конкретными вопросами, которые улучшают жизнь простых людей. Но мы видим, как со стороны Приднестровья есть искреннее желание решить вопросы, со стороны Кишинёва же прослеживается двойная лукавая политика. Хотя надо отметить, что позитивные сдвиги есть. Но, на мой взгляд, этого недостаточно. Безусловно, в такого рода тактике должен быть обоюдно искренний характер, обе стороны: и молдавская, и приднестровская - должны желать достичь результата. Я не уверен, что в Кишиневе все хотят этого. По поводу названия формата, я считаю, что "5 2" - это тоже своего рода передергивание. Ну начнем с того, что " 2" это не " 2", а 5 участников и 2 наблюдателя. То есть в этой формуле получается "2" то же самое, что и "5", но только их меньше. Но переговоры ведут не пять сторон. Три (Россия, Украина и ОБСЕ) - посредники, а переговоры ведут всегда две стороны. В данном случае - это Приднестровская Молдавская Республика и Республика Молдова. Отсюда и надо исходить. Россия, Украина и ОБСЕ - гаранты и посредники. Да, они - участники, но не стороны. Ну и два наблюдателя, которые были навязаны, на мой взгляд, лишние. Не уверен, что от присутствия наблюдателей переговорный процесс сильно выиграл. Но еще раз говорю: Приднестровье и Молдавия - стороны переговоров. Посредники несут свою определенную, важную функцию, но не более того.

ИА "Новости Приднестровья": Как вы относитесь к предложениям о встрече премьер-министра Республики Молдова Юрия Лянкэ с президентом Приднестровья в ближайшее время?

Алексей Мартынов: Конечно, встречаться надо, нужно вести диалог. В любом случае, несмотря ни на какие нюансы, которые существуют, переговорный процесс должен идти. Я хочу напомнить, что Приднестровская Молдавская Республика и Республика Молдова - два соседних государства, у которых довольно обширная общая граница, которая сегодня закреплена соответствующим законом ПМР. Молдавия, формально не признавая этот закон, но под давлением или по совету своих европейских кураторов тоже обустраивает границу с Приднестровьем. Стало быть, надо общаться, надо разговаривать. Если есть общая граница, значит и очень много общих дел. Хотим мы этого или нет.

Геополитика: "Отношения Молдавии и ЕС всё больше напоминают историю о кролике и удаве. Приднестровье не должно попасть в такую историю"

В середине июня стало известно, что Молдавия и Европейский союз завершили переговоры и окончательно согласовали проект Соглашения об углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (УВЗСТ, или DCFTA), пишет "Евразийское Приднестровье". Проект, как уже неоднократно отмечалось, предполагается парафировать на ноябрьском саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе, а подписать в 2014 году. Тогда же он и вступит в силу. Представители правящей в Молдавии коалиции - либералы и демократы - говорят, что это успех, в том числе и экономический, и что соглашение позволит нарастить молдавский экспорт в европейские страны. При этом Кишинёв призывает и Приднестровье отказаться от евразийской интеграции и восточного вектора и присоединиться к УВЗСТ, "воспользоваться теми благами, которые принесёт соглашение".

Остановимся на этом подробнее, продолжает "Евразийское Приднестровье". При этом давайте сразу отбросим политический момент - а именно то, что для участия в УВЗСТ Приднестровью необходимо будет фактически войти в фискальное и таможенное поле Молдавии. Оно и так понятно, как ясно и то, чем это для нас обернётся. Попробуем порассуждать только об экономическом аспекте. Возможность укрепить экономику и улучшить благосостояние населения - это всегда правильно и хорошо, любой политический проект должен быть направлен, прежде всего, именно на это. Какие гипотетические плюсы могло бы дать приднестровской экономике соглашение об УВЗСТ? А вот это большой вопрос.

Что будет представлять собой зона свободной торговли Молдавии и Евросоюза? - пишет "Евразийское Приднестровье". Как сообщалось, в общих чертах соглашение предполагает взаимную либерализацию торговли товарами и услугами, уменьшение таможенных тарифов и снижение различных административных и нетарифных барьеров, свободное перемещение рабочей силы и дальнейшую гармонизацию законодательства Молдавии с европейским. Это в теории. На практике же это будет типичная западная модель экономической интеграции. Последние 20 лет дают достаточно материала для того, чтобы судить о чертах такой модели. Главный вывод - современная экономическая интеграция на Западе укрепляет сильные экономики и ещё более подрывает слабые, сталкивает их с дистанции, делая хронически зависимыми. Любые инструменты, будь то ЗСТ или введение евро, ведут именно к этому.

Сегодня мы часто слышим, как Берлин укоряет Грецию и других южноевропейцев в несоблюдении финансовой дисциплины и в том, что, дескать, это и привело к нынешнему кризису, а они в ответ говорят - разве не германская экономика оказалась единственной, кто по-настоящему выиграл от введения единой европейской валюты? - продолжает "Евразийское Приднестровье". Раньше южане время от времени девальвировали свою национальную валюту, чтобы конкурировать с немецкими фирмами, а теперь такого варианта у них уже нет. Как нет и многого другого, что было раньше. В теории зона свободной торговли основана на паритетных правилах, но на деле всегда есть победители и проигравшие: выигрывает тот, у кого лучше стартовые условия, выше макроэкономические показатели, эффективность производства и конкурентоспособность продукции. Важную роль во всём этом играет объём государственной поддержки предпринимательства и лучшая инвестиционная среда. В результате получается, что более сильные партнёры по зоне свободной торговли завоёвывают рынки более слабых, а обратного движения в том же объёме не происходит. Об этом когда-то хорошо написало одно украинское издание, анализировавшее перспективы предполагаемой ЗСТ "Украина-ЕС". Оно отметило, что "на самом деле это будет зона свободной торговли Европы на Украине".

Мы знаем, что интеграция не только Латвии, Литвы и Эстонии, но и Чехии, Венгрии и Польши в Европейский союз привела к значительным структурным изменениям в экономике этих стран, пишет "Евразийское Приднестровье". Изменения были чрезвычайно болезненные. Польша практически лишилась своей угольной промышленности и судостроения, Венгрия - знаменитого производства автобусов, в Эстонии и Литве серьёзно пострадали молочная промышленность, животноводство, электроэнергетика и машиностроение, в Латвии больше нет сахарных заводов. Жестокий удар объединение с ЕС нанесло по мелким производителям в Восточной и Центральной Европе. Особенно это коснулось аграрного сектора. Сельское хозяйство, кстати, традиционно сталкивается с большими трудностями и в тех странах, которые являются "старыми" членами Евросоюза, - все помнят выступления французских фермеров, греческих виноделов и хлопководов против Берлина и Брюсселя, вырабатывающих правила игры.

Об этом можно говорить долго, продолжает "Евразийское Приднестровье". Характерен и другой пример - Североамериканской зоны свободной торговли (NAFTA), объединяющей с 1994 года США, Канаду и Мексику. Да, сегодня говорят, что в кризисную мексиканскую экономику за последние два десятилетия влились немалые инвестиции. Однако при этом есть и другая сторона дела - как пишут многие эксперты, преимуществами интеграции воспользовалась только экономическая элита, уровень жизни населения в целом никак не вырос, а, например, мелкие производители, как и в новых странах ЕС, массово разорились. Мексиканская экономика, в которую пришли американские корпорации, претерпела такую реструктуризацию, что смена курса и возвращение назад к экономическому суверенитету стали для неё сегодня практически нереальными. Она прошла своеобразную "точку невозврата". И это ключевой момент.

Молдавские, да и европейские чиновники сегодня не слишком охотно комментируют детали Соглашения об УВЗСТ с Евросоюзом, пишет "Евразийское Приднестровье". Судя по всему, некоторые меры там окажутся очень неприятными. Например, как сообщалось, предполагается запретить производство аграрной продукции, в том числе и животноводческой, в домашних хозяйствах. Думается, что впоследствии мы ещё узнаем немало столь же любопытного об УВЗСТ. Сценарий в нашем регионе будет таким же, как и ранее по отношению к другим странам Восточной Европы, но, возможно, ещё более жёстким, поскольку за новые рынки борются уже не только Германия с Францией и Италия с Грецией, но и те же Польша с Венгрией. Первой жертвой станет аграрный сектор, который столкнётся с высокой ценовой конкуренцией, евростандартами и санитарными нормами. Местным производителям будет непросто в борьбе с соседями из ЕС, достигшими большей продуктивности, имеющими более серьёзные государственные субсидии и уже внедрившими упомянутые евростандарты. В результате часть сельскохозяйственных отраслей исчезнет, трудные времена ждут сферу переработки сельхозпродукции, как и вообще всё производство. А к какой-либо форме протекционизма в отношении аграриев Европа, естественно, вернуться никому не позволит. Эксперты, близкие к нынешним молдавским властям, правда, прогнозируют, что благодаря ЗСТ Молдавии с ЕС пойдёт вперёд такой сектор, как работа с давальческим сырьём. Но это как раз то, что нередко закрепляет неравноправную систему разделения труда.

Очевидно, что присоединение Приднестровья к ЗСТ может свести на нет те меры поддержки аграриев, которые осуществлялись в республике с 2007-2008 года, в том числе и при помощи России, продолжает "Евразийское Приднестровье". Также это нанесёт урон развитию производственного сектора в малом и среднем бизнесе. Практически ничего "не светит" в Евросоюзе таким отраслям приднестровской промышленности, как машиностроение и электротехника. С неожиданными трудностями может столкнуться и местное винодельческое и коньячное производство - в процессе переговоров о создании ЗСТ с Украиной европейцы однозначно настаивают на исключении из товарной номенклатуры таких названий, как "шампанское" и "коньяк". Такие же требования могут быть предъявлены (а может, уже и предъявлены) и в случае с ЗСТ "Молдавия-ЕС" (Молдавия еще несколько лет назад по требованию ЕС исключила из товарной номенклатуры "шампанское" и "коньяк", заменив их соответственно на "игристые вина" и "дивины" - прим. ИА REGNUM).

Здесь нужно не забыть ещё об одном моменте, пишет "Евразийское Приднестровье". Соглашение о создании свободной торговли с Евросоюзом автоматически будет означать и зону свободной торговли с Турцией, которая с 1996 года входит в таможенный союз с ЕС. Это значит, что возможности для экспорта турецких товаров в регион ещё более расширятся. У Приднестровья же с этой страной и без того просто катастрофический отрицательный платёжный баланс. Не нужно, что называется, далеко ходить - за первые шесть месяцев нынешнего года ПМР импортировала турецкой продукции на 11,64 млн. долларов, в то время как приднестровский экспорт в Турцию не составил и 0,1 млн. Соотношение буквально выглядит как 99% к 1%.

Отношения сегодняшней Молдавии и ЕС в том, что касается политико-экономической интеграции, всё больше начинают напоминать историю о кролике и удаве, продолжает "Евразийское Приднестровье". Приднестровье не должно попасть в такую историю. Помнится, российский вице-премьер Дмитрий Рогозин в нынешнем году на митинге по случаю Дня 9 мая в Тирасполе отмечал, что "в Брюсселе всё очень хищно". Но молдавские политики глубоко увязли там, и, видимо, потребуется достаточно долгий и болезненный период времени, чтобы стало понятно, что всё и вправду очень хищно, подводит итог издание.

ИА "Новости Приднестровья" публикует интервью действительного государственного советника Российской Федерации 1-го класса Модеста Колерова.

ИА "Новости Приднестровья": Год назад президент ПМР Евгений Шевчук объявил евразийскую интеграцию национальной идеей Приднестровья. Какие шансы у нашей республики войти в Евразийский Союз? И что, по Вашему мнению, уже удалось сделать в данном направлении?

Модест Колеров: Первое - достичь независимости. Только независимое Приднестровье может быть участником евразийской интеграции. Второе - ПМР, как и все мы, должна исходить из того, что главный мотор евразийской интеграции - это Россия. И на своём референдуме абсолютное рекордное большинство приднестровских граждан проголосовало за независимость республики с последующим присоединением к Российской Федерации (17 сентября 2006 года в Приднестровской Молджавской Республике состоялся референдум, по итогам которого более 97% проголосовавших высказались за независимость от Молдавии и последующее свободное присоединение Приднестровья к России - прим. ИА REGNUM). Следовательно, чтобы достичь евразийской интеграции, надо быть не только независимым, но и бороться за присоединение к России. Третье - как это делать? Для того чтобы это присоединение было нарастающей ежедневной реальностью, надо не только (и правильно, что это сделано) иметь ныне существующий замечательный Приднестровский государственный университет, дающий российское образование, не только гармонизировать законодательство, доводя его до разумной идентичности, но и усиливать российское экономическое присутствие в Приднестровье таким образом, чтобы (и это соответствует воле народа Приднестровья) все 100 процентов приднестровской экономики были российскими. Я думаю, что после этого мы будем считать дело сделанным.

ИА "Новости Приднестровья": Каким Вы видите будущее Приднестровья? Что может способствовать скорейшему решению проблемы отсутствия международного правового статуса республики?

Модест Колеров: Приднестровье должно быть признано независимым государством. Оно должно доказать, что может, и мы в этом уверены, экономически быть самодостаточным. Республика будет неконфликтным партнёром соседней Украины, несмотря на свою российскую ориентацию, потому что всё-таки от Украины зависит прямая экономическая и любая другая связь с Россией. Я думаю, что независимость и присоединение к России с учетом интересов Украины - это тот правильный путь, который вы можете пройти.

ИА "Новости Приднестровья": В последнее время в Зоне безопасности участились инциденты с участием силовых структур Молдавии и Приднестровья. Как вы это расцениваете? Не готовится ли у нас повторение осетинского сценария?

Модест Колеров: О подготовке осетинского сценария для Приднестровья говорят и военные учения в непосредственной близости от территории Приднестровской Молдавской Республики, которые проводят американцы, подготавливая тех будущих карателей в Молдавии, которые надеются победить. Я думаю, что главное препятствие на пути осетинского сценария точно так же, как и в Южной Осетии в 2008 году, - это солидарная воля всего народа. Она проявлена не только на референдуме, она проявлена в 1992 году, она проявлена в том, что абсолютное большинство взрослых граждан Приднестровской Молдавской Республики являются гражданами России. Я могу вам сказать, что в России существует абсолютный консенсус относительно того, что Приднестровье - это русская земля, и от судьбы Приднестровья прямо зависит судьба России. Я думаю, что в этом понимании независимости Приднестровья, не в том виде, как хотят видеть каратели из-за реки, а так, как выбрал народ, и заключена жизненная важность для нас всех. Это общее понимание служит главной защитой для всех. Есть масса проблем: бедность, миграция, давление, блокады. Но я думаю, если люди выдержали 20 лет, то им будет трудно объяснить самим себе, почему на 21-ом году вдруг их жизненные ценности изменились. Я вам хочу сказать и уверить вас, что мы в России внимательно смотрим, надеемся на вас и будем всесторонне помогать.

Власть: "Президент - как чертик у Гоголя, который везде бегает, суетится, путается под ногами, мешает, и при этом пожизненно никакой ответственности не несет"

На последнем пленарном заседании Верховного совета ПМР перед уходом на каникулы, по представлению президента ПМР Евгения Шевчука был рассмотрен вопрос об освобождении от занимаемой должности главы правительства ПМР Петра Степанова "в связи с переходом на другую работу" и о даче согласия на утверждение кандидатуры Татьяны Туранской на должность главы правительства, пишет "Приднестровье и Россия". Оба предложения Шевчука получили спокойное обсуждение и поддержку депутатов без долгих разговоров. Тем не менее, поговорить тут есть о чем.

Подконтрольное президенту ПМР правительство в период 2012 г. - начало 2013 года приняло огромное число абсолютно неквалифицированных решений и поставило республику на грань экономической и социальной катастрофы, продолжает "Приднестровье и Россия". Ситуация в экономике ухудшалась, эти ухудшения были порождены провальными неграмотными решениями правительства. Итогом дилетантских экспериментов стало падение производства в первом квартале 2013 г. на 14 процентов. Это не просто провал - это преступление, поскольку падение являлось прогнозируемым и рукотворным делом. Если бы эти эксперименты продолжались дальше, то всего за шесть-семь кварталов промышленное производство в ПМР упало бы до нуля. То есть Шевчук со своим правительством уже в средине своего президентского срока оставил бы нам в Приднестровье одни экономические руины.

Шевчуковское правительство Степанова обанкротилось не только в сфере большой экономики, пишет "Приднестровье и Россия". В сфере внешнеполитической нынешнее правительство своими непроходимо глупыми "мелкими шагами" поставило нашу республику фактически на грань войны с Молдавией.

Никто прямо не скажет: правительство провалило работу и отправлено в отставку, продолжает "Приднестровье и Россия". Нет, видите ли, всего лишь возникла техническая проблема в связи с переходом Петра Степанова на другую работу. Мы же демократическая страна, у нас же человек может себе позволить поменять работу... Эту ложь, которую все, в том числе и депутаты, прекрасно видят, нужно прямо и четко обозначить, потому что из нее вытекают серьезные последствия. Если бы правительство, как оно того заслуживало, отправили в отставку за провалы, то неминуемо бы стал вопрос об ответственности того же Степанова, как его главы, за колоссальный ущерб, нанесенный республике этой компашкой дилетантов. А так можно вроде бы как и отпустить с миром - имеет, мол, право перейти на другую, видимо, более высокую у нас тут работу.

Председатель правительства у нас не обладает пожизненной неприкосновенностью, как президент Шевчук, или временной неприкосновенностью, как депутат, пишет "Приднестровье и Россия". Вот и пусть ответит!.. Разумеется, Степанова увели от такого рода ответственности прежде всего затем, чтобы увести от ответственности самого президента Шевчука. Потому что самым главным ответственным за системные провалы является прежде всего президент Шевчук. И не только в связи с совершенно безумной кадровой политикой (что подтвердило и новое назначение - Татьяны Туранской), но и потому, что президент постоянно вмешивался в компетенцию правительства, постоянно перетягивал на себя одеяло исполнительной власти, пользуясь тем, что его место в системе разделения властей, требуемое нашей конституцией, никак не определено. Это как чертик у Гоголя, который везде бегает, суетится, путается под ногами, мешает, и при этом пожизненно никакой ответственности не несет. А наши депутаты так и не добрались до определения четких компетенций президента, что ограничивало бы тотальную бестолковщину, воцарившуюся у нас в связи с введением института правительства и заполнением правительственных мест не совсем здоровым образом.

И бестолковщина только нарастает, продолжает "Приднестровье и Россия". Ведь что такое назначение на должность главы правительства абсолютно не отвечающей этому уровню ответственности очередной шевчуковской фаворитки Татьяны Туранской, не обладающей ни соответствующим образованием, ни опытом, ни авторитетом, ни достижениями (во времена администрации Туранской ее Рыбницкий район первый свалился у нас в штопор дефолта). У нее же ничего нет для исполнения обязанностей премьера. Неужели это не видно? Разумеется, видно всем. Даже депутатам. Вот при обсуждении кандидатуры Туранской Галина Антюфеева выразила надежду, что Туранская на ответственном посту приобретет необходимый опыт и справится с обязанностями. Значит, видит, что нет у барышни этого опыта. А разве республика наша находится в таком состоянии, что мы можем себе позволить даже самые минимальные потери, неизбежно связанные с попытками приобрести недостающий опыт "на ходу"? Не может республика наша себе таких экспериментов позволить.

В разговоре о назначении Туранской главой правительства нас может интересовать только один вопрос: зачем это назначение надо было Шевчуку? - пишет "Приднестровье и Россия". Думается, речь идет о том, что впереди нас ждет усиление вмешательства президента в работу правительства, фактически прямое негласное руководство президента исполнительной властью, что вообще-то запрещено конституцией. Это самое худшее, что можно себе придумать в нашей ситуации. Обанкротившийся президент вместо того, чтобы поставить "на правительство" кого-то поумнее себя, ставит просто ноль, "девочку для битья". То есть делает "с точностью до наоборот". При таком назначении у нас главы правительства просто нет. Там пусто. Ведь в отличие от Степанова, который, как и Финагин, вычищенный из КГБ, очевидно, что-то себе мог позволить, споря с Шевчуком, нынешняя фаворитка вряд ли даже понимает, о чем вокруг нее идет речь. Она же знает только три слова по делу ("системно", "комплексно" и "ничего не меняя" - послушайте ее выступление в Верховном совете). Тем самым Шевчук, освобождаясь от малейшего даже сопротивления своим дилетантским хотелкам, делает новый шаг на пути выстраивания своей диктатуры, подводит итог издание.

На сессии Верховного совета президент Евгений Шевчук сообщил парламентариям, что принял отставку премьера Петра Степанова и предложил им на утверждение кандидатуру Татьяны Туранской, пишут "Профсоюзные вести". Депутаты, восхитившись ее мужеством - новому премьеру придется взвалить на свои хрупкие женские плечи огромный воз проблем - утвердили ее в должности. Владимир Боднар, правда, выразил сожаление, что с назначением Туранской "оголяется Рыбница" (до премьерства она возглавляла Рыбницкую госадминистрацию), но тот факт, что новый премьер по национальности - украинка, его, главного приднестровского украинца, не может не вдохновлять. Галина Антюфеева заметила, что "она не только украинка, но еще и женщина", но посожалела, что Верховный совет не смог преподнести ей букет цветов. "У нас нет денег на воду, на цветы", - пожаловалась депутат на тяжелую депутатскую судьбину. Ну, так можно было, если сильно хотелось, и по паре рублей скинуться на букет...

Отвечая на вопросы депутатов, Татьяна Туранская отметила, что правительство под ее руководством намерено уделить первоочередное внимание мерам по выводу экономики республики из кризисной ситуации, разработке проекта социально-экономической политики до 2023 года, созданию благоприятного инвестиционного климата, развитию сферы ЖКХ, агропромышленного комплекса, в том числе мелиоративной системы и более эффективному использованию земель, продолжают "Профсоюзные вести". Сейчас, по ее словам, на первый план выходит необходимость принятия закона о республиканском бюджете. "Республика может, но не должна жить без бюджета, - заметила премьер, - и работа над этим вопросом ведется". Далее предполагается провести корректировку налогового законодательства. Для эффективной работы всех органов власти, убеждена премьер, необходимо взаимодействие, и оно может и должно быть найдено, поскольку от этого зависят принимаемые ими решения, и, следовательно, уровень жизни приднестровцев.

К слову, эксперты почти уверены, что у нового председателя правительства может получиться "помирить заклятых друзей во властных коридорах", пишут "Профсоюзные вести". Татьяна Туранская за свою недолгую политическую карьеру, на посту главы Рыбницкой госадминистрации проявила себя не только как думающий и могущий принимать решения руководитель, но и как миротворец.

Петр Степанов покинул премьерское кресло с формулировкой "в связи с переходом на другую работу", продолжают "Профсоюзные вести". Какая это другая работа, пока неизвестно, но поговаривают, что он давно хотел "уйти". Так что его отставка не связана с его деятельностью на посту премьера. Только личный фактор, подводит итог издание.

Конспирология: "Россия может предоставить беглому сотруднику ЦРУ Сноудену убежище в одной из непризнанных стран"

Скандал вокруг бывшего спецагента ЦРУ Эдварда Сноудена может закончиться самым неожиданным образом, пишет ИА "Тирас" со ссылкой на мнение "инсайдерских источников". В частности, Россия, которая с одной стороны не желает обострять отношения с США, а с другой стремится сохранить свое международное лицо, может предоставить беглому сотруднику ЦРУ убежище в одной из непризнанных или частично признанных стран на территории СНГ. Например, таким государством могло бы стать Приднестровье. Подобный вариант решения проблемы снял бы многие вопросы во взаимоотношениях Вашингтона и Москвы, при этом обеспечив формальные права Сноудена.