Железнодорожный тоннель под Босфором начал работу в тестовом режиме

26.05.2012
АНКАРА, 6 августа. /Корр. ИТАР-ТАСС Кирилл Жаров/. Через девять лет после начала реализации стратегического для Турции и амбициозного проекта железнодорожного тоннеля «Мармарай» под Босфором по его путям, наконец, проехал первый поезд.

В этом тесте приняли участие премьер-министр Турции Тайип Эрдоган, губернатор Стамбула Хюсейин Авни Мутлу и министр транспорта Бинали Йылдырым.

Власти планируют открыть магистраль 29 октября этого года. Йылдырым сообщил, что в оставшееся до открытия время будет проведено более 70 различных тестов, по окончании которых будут проработаны вопросы безопасности и начнутся коммерческие перевозки пассажиров.

Длина «турецкого Ла Манша» составляет 13,6 км, а пролегает он на глубине 56 метров под землей. Общая стоимость проекта «Мармарай» с учетом подъездных путей, соединения с тоннелем имеющихся трасс и инфраструктуры составляет около 5 млрд долларов. Его строительством с 2004 года занимается турецко-японский консорциум. Ожидается, что услугами новой транспортной магистрали будут пользоваться 1,5 млн человек ежедневно.

По заявлению Эрдогана, «Мармарай» необходимо представлять не только как локальный транспортный проект, а в качестве связующего звена железнодорожных систем континента, от Лондона до Пекина. Для жителей Стамбула в свою очередь тоннель станет серьезным подспорьем, учитывая то, что два моста через Босфор часто не справляются с автомобильным потоком, а пробки между двумя частями Стамбула растягиваются на километры. Благодаря «Мармарай» поездка из азиатской в европейскую часть мегаполиса и обратно будет занимать у граждан в среднем не более часа.

Однако вопросами строительства тоннеля между различными частями Стамбула власти страны впервые озаботились не в начале этого столетия, а еще во второй половине XIX века. Как сообщило интернет-издание «Дюнья Бюльтени», «поднявшее» исторические документы, во второй половине XIX века султану Абдул-Меджиду был предложен проект тоннеля из металла под Босфором, созданный французским инженером Жаком Прео. Железнодорожная линия в отличие от «Мармарай» должна была пройти в толще воды. Из-за смерти султана о проекте забыли.

Но спустя 20 лет султану Абдул-Хамиду II на стол лег новый чертеж от другого француза Эжена Анри Гавана. В 1875 году по его проекту был построен известный «тюнель» — действующий по сей день подземный фуникулер, соединивший район Галатского моста с проспектом Истикляль. Гаван на этот раз предложил построить тоннель, чтобы соединить районы Сарайбурну /европейская часть/ и Ускюдар / азиатская/. Аналогичный проект спустя еще несколько лет представил и Прео, но ни один из тоннелей так и не был создан из-за постоянных войн Османской империи и отсутствия достаточных экономических возможностей. Впоследствии были предложены и другие проекты соединения стамбульских берегов через пролив или в районе залива Золотой рог, но власти решили отдать предпочтение мостам, а не подводным тоннелям.