Борис Долгов: «Возможно, Турция станет еще одной “горячей точкой”»

25.08.2012
Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган призвал к международному военному вмешательству в Египте, назвав происходящее там «государственным терроризмом». О том, что стоит за громкой риторикой турецкого политика в поддержку «Братьев-мусульман», нашей Компании рассказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов

«Надо сказать, что Реджеп Эрдоган и его окружение, руководство Турции, представляют собой выходцев из “Братьев-мусульман” Турции. Так называемых “умеренных” исламистов. Если вернуться немножко назад, мы вспомним, что Турция и Египет во времена президента Мурси были союзниками. И Эрдоган намеревался вместе с Египтом, вместе с Катаром, вместе с теми группировками, которые поддерживали “Братьев-мусульман”, создавать так называемую “суннитскую дугу” — то есть, государства, в которых власть бы принадлежала исламистам, в частности “Братьям-мусульманам”.

Это и является главной причиной того, что сейчас Эрдоган выступает резко против отстранения Мурси от власти. Поскольку потеря контроля, потеря Мурси в виде главного союзника в арабском мире и главного проводника исламистской идеологии создания вот этой “суннитской дуги” — это крупное поражение Турции во внешней политике и в том курсе, который проводит Эрдоган.

Здесь я напомню, что Эрдоган в своей внутренней политике также проводил некую ползучую исламизацию. То есть, на ключевые посты в государстве ставились люди из окружения Эрдогана, разделяющие идеологию “Братьев-мусульман”. Или, так скажем, идеологию неоосманизма. И здесь мы можем вспомнить и недавний судебный процесс над руководством турецкой армии, когда более 200 офицеров были осуждены. Так называемый заговор Эргенекон. И здесь мы прослеживаем параллель с тем, что не удалось сделать в Египте: Мурси и его окружение планировали провести чистку и в вооруженных силах, и в правоохранительных структурах Египта. Но здесь руководство армии опередило Мурси.

— Известно, что Эрдоган — ярый противник Асада. И всячески поддерживает сирийскую оппозицию. Не боится ли он прихода “Аль-Каиды”?

— Эрдоган поддерживает сирийскую радикальную оппозицию с самого начала внутреннего кризиса в Сирии. Но тогда главными силами этой радикальной оппозиции были именно “Братья-мусульмане”, их вооруженное крыло. И те исламистские группировки, которые разделяли их идеологию. Затем в Сирию пришли боевики “Аль-Каиды”. И здесь надо говорить о том, что турецкое руководство разделяет ту позицию, что главное — это прийти к власти, в Сирии в частности. То есть сместить руководство Башара Асада. “Братья-мусульмане” или исламистские силы приходят к власти в Сирии. А затем можно подавить, если это будет необходимо, вот те детальные группировки Аль-Каиды.

То есть главный вопрос — это устранение от власти Башара Асада. А затем уже разбираться с теми, кто будет против политики “Братьев-мусульман”. Такая позиция утопична. Поскольку известно, что “Аль-Каида” никогда не идет ни на какой компромисс. Ни на какое соглашение с теми, кто не разделяет ее взгляды.

— Лето в Турции отмечено массовыми беспорядками и протестами. Не станет ли Турция еще одной горячей точкой вслед за Египтом?

— Да, действительно, в Турции уже давно происходят антиправительственные демонстрации. Это началось с движения в защиту парков в Стамбуле. Но затем это движение приобрело уже политические черты и требовало настоящей демократизации Турции. Прекращения исламизации Турции. Это движение набирает силы. В это движение влились и курдские организации, оно приобретает все более массовый характер. И действительно вполне возможно, что Турция станет еще одной горячей точкой.

Тем более, если сейчас такая позиция радикальная турецкого руководства по отношению к происходящим событиям в Египте. Это вызовет также протесты со стороны той части общества, которая исповедует светские ценности, не хочет исламизации Турции. Я напомню, что были показаны лозунги демонстрантов в Европе, мусульманской диаспоры в Европе: “Остановить религиозный фашизм!”. Вот определение, которое дают мусульмане в том числе. И та часть общества, которая не хочет распространения радикального исламизма».