Константин Симонов: С точки зрения интересов России нам совершенно не надо помогать Баку-Джейхану

21.05.2012

"Довольно странным с точки зрения российских интересов" назвал намерение компании "Роснефть" использовать нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) для транспортировки российской нефти в южные страны Европы гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"Это решение выглядит довольно странным, потому что стратегия России заключаются в том, чтобы как можно в большем объеме избегать любых транзитных стран и, по возможности, использовать российские порты, будь то балтийские, будь то черноморские порты. И сама "Роснефть", кстати, многое делает для расширения транспортных возможностей не только в Новороссийские, но и в том же Туапсе.

На первый взгляд, это решение выглядит странным, потому что Россия рассматривала БТД как довольно недружественный проект, который намерен забрать казахскую нефть, например, из российских портов туда. В свое время БТД позиционировался как именно антироссийский проект и, безусловно, поддерживался США. Сейчас этот проект стоит заполненный примерно на 60-70%, что является крайне неудачным сценарием. Это происходит потому, что мы используем Новороссийский порт, куда и идут основные объемы казахской нефти. Получается, что мы боролись-боролись с этим проектом, и вдруг "Роснефть" предлагает 5 млн тонн, которые повысят заполняемость этой трубы. Я вижу только единственное объяснение этому. В последнее время "Роснефть" довольно активно ведет переговоры с Азербайджаном на тему вхождения в апшеронский проект в Азербайджане. Я не исключаю, что вхождение "Роснефти" в Апшерон связывается с дополнительными условиями, в том числе поставками нефти URALS по вот этой трубе в Тбилиси, то есть дальше через Грузию в Турцию. Я вижу только такое разумное объяснение этому, что "Роснефть" намерена войти в добычные проекты на территории Азербайджана и за это ей приходится выполнять и другие условия этой страны.

Тут возникает вопрос - нужно ли вообще России это? На самом деле сейчас ситуация с нефтедобычей в Азербайджане печальна, Азербайджан крайне недоволен действиями BP, мы видим, что другие добычные проекты находятся в стадии падающей добычи, не выполняются нормы и нефтяных, и газовых проектов. В Апшероне компания Total (Франция) работает, но пока там много спорных вопросов, компания Total уверяет, что это будет мощный проект, но на самом деле нужно довольно много предварительных работ сделать, в том числе и геофизических, так что пока оценивать реальный потенциал Апшерона рано. В целом эта идея, что надо везде влезть и за счет этого контролировать проекты - спорная. И мы видим: как только в постсоветских странах мы пытаемся что-то предложить, например, инвестиционные ресурсы, как тут же нас связывают по рукам другими предложениями. Я считаю, что, может быть, действительно, "Роснефть" делает ставку на Апшерон и за это ей приходится увеличивать перевалку через Грузию. С точки зрения развития российских портов, это неправильное решение, с точки зрения интересов РФ нам совершенно не надо помогать нефтепроводу БТД, - заявил Константин Симонов.

При этом эксперт не исключает, что одним из мотивов может быть конфликт между двумя государственными компаниями: "Роснефтью" и "Транснефтью". "Дело в том, что одним из основных акционеров Новороссийского порта является как раз компания "Транснефть". Совершенно не исключено, что "Роснефть" пытается и здесь щелкнуть "Транснефть" по носу, убрав объем URALS в конкурирующий проект, потому что "Трансефти" как раз выгодно Новороссийск развивать. Если конфликтуют госкомпании, это говорит о том, что у нас нет единой энергетической политики, от такого рода конфликта страдают российские интересы", - считает он.

Константин Симонов не стал прогнозировать сроки, в которые "Роснефти" удастся урегулировать с "Транснефтью" вопрос реверсного использования Баку - Новороссийска. "Мы делаем уступку Азербайджану довольно очевидную и до конца не понимаем, зачем нам это делать. Азербайджану уступки делать бессмысленно, потому что все равно у Азербайджана главный вопрос - это Карабах. Мы здесь на уступки идти не готовы. Чем больше мы делаем мелких уступок, тем больше мы будем раздражать Азербайджан, которому нужна главная уступка", - считает эксперт.