"Голубая политика" Кишинева заставит отделиться не только Гагаузию, но и молдавские села": Гагаузия за неделю

04.05.2012

Гагаузия - Молдавия: "С такой прозападной и "голубой" политикой, какую ведут наши управленцы в Кишиневе, не только гагаузы, но и молдавские села будут отделяться". Дата: "Кишиневская политика так и не стала для Гагаузии привлекательной, и с каждым годом отношения между Комратом и Кишиневом становятся все хуже и хуже". Энергетика: "Гагаузским властям будет непросто бороться с монополией "Молдова-газа". Телерадио: "Сегодня Гагаузское общественное телевидение - это, в основном, турецкое ТВ. Но должно быть четкое разграничение - есть турецкий телеканал, а есть гагаузский".

Гагаузия - Молдавия: "С такой прозападной и "голубой" политикой, какую ведут наши управленцы в Кишиневе, не только гагаузы, но и молдавские села будут отделяться"

Ожидаемые изменения в структуре налоговых отчислений из автономно-территориального образования Гагаузии в центральный бюджет Молдавии спровоцировали жаркий спор об экономической самодостаточности и финансовой независимости автономии, пишет IPN. В процессе дискуссий, однако, создалось впечатление, что аргументы сторон защищают позиции, имеющие далёкое отношение к экономике и финансам. Какими истинными мотивами руководствуются представители Комрата и Кишинёва, и что препятствует их конструктивному диалогу?

Очередную волну критики центральных властей со стороны гагаузской администрации вызвали планы парламента Молдавии внести изменения в "Закон о местных публичных финансах", продолжает IPN. Дело в том, что предлагаемые для утверждения поправки в законодательство предполагают изменение порядка налоговых отчислений из автономии в центральный бюджет. В частности, новые дополнения предполагают, что в бюджете Гагаузии будет оставаться 25% от подоходных налогов граждан и 50% от юридических лиц вместо нынешних 100%. Кроме того, бюджету автономии предлагают оставить только половину доходов от налогов на добавленную стоимость и акцизы. Соответствующие поправки уже утверждены в двух чтениях и для вступления в силу необходимо утверждение в третьем, окончательном чтении, которое, как предполагают в Комрате, состоится в рамках одного из первых осенних заседаний парламента.

Справедливости ради отметим, что планы правительства не предусматривают какого-либо сокращения бюджета автономии, пишет IPN. Все недостающие средства будут покрываться за счёт увеличения объёма трансфертов из министерства финансов. Но именно такой подход неприемлем для Комрата, официальные представители которого назвали его "усилением финансовой зависимости от центра". Если до сих пор власти автономии могли аккумулировать за счёт собственных ресурсов почти половину бюджета, то теперь эта доля сократится до четверти.

Грядущие изменения в межбюджетных отношениях Гагаузии и молдавского правительства выдвинули на первый план общественных дискуссий в автономии тему экономического потенциала региона, продолжает IPN. Члены Исполнительного комитета и Народного собрания, представители общественных организаций в эфире местных телеканалов уже не одну неделю задаются вопросом: сможет ли Гагаузия сама себя обеспечить? Вопреки объективным финансово-экономическим показателям автономии, заставляющим усомниться в достаточном для её "свободного плавания" потенциале, многие гагаузы дают на этот вопрос положительный ответ.

Впрочем, наивно было бы полагать, что в основе спора лежит какая-то экономическая логика, пишет IPN. Ведь невозможно всерьёз наблюдать за выяснениями, кто кого ущемляет и кто кого содержит, учитывая, что Молдавия сохраняет свою экономическую стабильность во многом благодаря внешнему финансированию, а подавляющее большинство инфраструктурных и социальных проектов в Гагаузии реализуется на средства, опять же, внешних доноров. На самом деле, за всем этим происходит спор совершенно иного порядка.

У истории урегулирования молдавско-гагаузского конфликта, завершившегося в 1994 году принятием закона "Об особом правовом статусе АТО Гагауз Ери", есть красивая официальная версия, которая ежегодно озвучивается комратскими руководителями на праздновании памятных дат, продолжает IPN. Звучит она примерно так: мирное разрешение конфликта стало возможно благодаря мудрости молдавского и гагаузского народов, явивших всему миру пример цивилизованности и толерантности. Мы усматриваем в этой картине долю лукавства гагаузских и молдавских руководителей. Хоть такое представление истории и оправдано с точки зрения спокойствия общественных отношений, всё же трудно поверить, что Молдавия, буквально два года как утратившая контроль над частью своей территории, по доброй воле "мудро" предоставила одному из своих регионов дополнительный суверенитет. Не разбирая детально события 1990-94 гг., отметим лишь, что унитарное государство может согласиться на создание этнической автономии на своей территории лишь вынужденно, под давлением непреодолимых обстоятельств. Также, справедливости ради, трудно допустить, что гагаузский регион мог рассчитывать тогда на полный отрыв от Молдавии, по примеру Приднестровья, без поддержки извне, в условиях когда такой поддержки в то время не оказалось, в отличие от Приднестровья.

Так или иначе, опыт прошедших с тех пор лет показывает, что поведение и логика действий гагаузской и молдавской политической элиты имеет разнонаправленные векторы, пишет IPN. Если политика молдавского правительства преследует цель вписать функционирование автономного образования в унитарную систему, то гагаузская сторона цепляется за принятый в 94 году закон, указывая на его невыполнение.

На нынешнем историческом этапе, который отличается от условий 20-летней давности хотелось бы, чтобы взаимоотношения Комрата и Кишинёва переросли формат "чья возьмёт", продолжает IPN. Хотя бы потому, что в противном случае обязательно появятся внешние "добродетели", которые смогут превратить внутригосударственный вопрос в линию международного противостояния. Такая перспектива уж точно ни Гагаузии, ни Молдавии не нужна. У Молдавии и Гагаузии есть практически всё, чтобы в их отношениях на смену противостоянию пришло партнёрское взаимодействие. Есть практика европейских стран с благополучно развивающимися автономиями. Есть ответственные чиновники, понимающие, что путь диалога предпочтительнее давления, ультиматумов и, тем более, баррикад. Есть, наконец, и негативный опыт двусторонних отношений (вспомним 2002 год и смещение башкана Дмитрия Кройтора), доказывающий, что радикальные действия не дают положительных результатов. Нет одного и, пожалуй, самого главного ресурса - взаимного доверия.

Добиться этого доверия - задача, безусловно, обеих сторон, пишет IPN. Чтобы гагаузы доверяли политике молдавских властей, их представители должны быть интегрированы в национальную политическую элиту, участвовать в выработке и реализации внутренней и внешней политики. Чтобы молдавский политический класс и - шире - население, доверяли бы гагаузским властям и не видели бы в них угрозы национальному суверенитету, все политические и общественные деятели края должны на деле участвовать в общегосударственном строительстве и дистанцироваться от тех немногих радикалов, которые продолжают жить миражами канувшей в Лету "Гагаузской республики".

В конечном итоге, главной движущей силой политики является интерес, продолжает IPN. Поэтому отношения между АТО Гагаузия и Республикой Молдова войдут в бесконфликтное русло лишь тогда, когда избранные руководители той и другой стороны будут одинаково трактовать и понимать национальные интересы населения. Дело за малым - суметь осознать общность этих интересов, либо создать условия, которые сделают эти интересы общими, подводит итог агентство.

Отремонтируют дороги, проведут водопроводные сети, восстановят туристические объекты, создадут полигоны для хранения отходов, промышленные парки и бизнес-инкубатор - все это власти обещают сделать в рамках Национальной стратегии регионального развития, пишет "Панорама". Документ был утвержден на заседании Кабмина. Как отметил представлявший его вице-министр регионального развития и строительства Ливиу Оборок, стратегия разработана при сотрудничестве с международными экспертами из Франции, Германии, Великобритании, Польши и Румынии. "В ряде районов страны был проведен социально-экономический анализ ситуации, исходя из которого и устанавливались приоритеты для отдельных регионов. Главная задача стратегии - уравновешенное и последовательное развитие всех регионов", - подчеркнул Оборок.

Премьер-министр Юрий Лянкэ поинтересовался у вице-министра перспективами юга страны, продолжает "Панорама". "Так сложилось на протяжении многих лет, что в области инфраструктуры, социального и экономического развития юг уступает северу и центру. Стратегия предусматривает меры для изменения ситуации?" - поинтересовался председатель правительства, который, кстати, сам родом из южных краев Молдавии. Ливиу Оборок отметил, что как раз в результате внедрения стратегии разница должна быть ликвидирована. Инвестиции будут равномерно распределяться во все три центра регионального развития: "Север", "Центр" и "Юг". В основном, число проектов, отобранных для финансирования в каждом регионе, пропорционально численности населения, пояснил заместитель министра.

В этой связи Лянкэ отметил, что "дисбаланс уже существует, и это надо иметь в виду при распределении средств", намекнув таким образом на то, что объем инвестиций в южные районы должен быть увеличен, пишет "Панорама". Оборок на это ничего не смог ответить, однако к нему на помощь поспешил вице-премьер, министр экономики Валерий Лазэр. "Развитие каждого региона основывается на его потенциале. К сожалению, традиционно у юга более скромные возможности. Когда мы принимаем решения, нам стоит учитывать это и попытаться уравнять шансы", - сказал он. Лазэр добавил также, что принято решение ускорить процесс создания агентства регионального развития в Гагаузии. "Признаю, что мы запаздываем с реализацией этой задачи. Первые обсуждения уже прошли, и мы предложили к концу года решить этот вопрос, рабочая группа уже занимается им", - заявил вице-премьер.

Между тем, начальник Главного управления экономического развития, торговли, сферы услуг и внешнеэкономических связей Исполкома Гагаузии Виталий Кюркчу выразил недовольство тем, что нынешняя стратегия разработана без учета мнений представителей автономии, продолжает "Панорама". "По приказу министра Марчела Рэдукана была создана рабочая группа, в которую вошли пять представителей Гагаузии - два от Народного собрания и три от Исполкома. Мы должны были разработать меры по включению автономии в процесс реализации Национальной стратегии регионального развития. К сожалению, группа встречалась всего несколько раз. В принципе, то, что сейчас есть на законодательном уровне, не дает шанса для полноценного включения Гагаузии в процесс регионального развития, впрочем, как и Кишинева и Приднестровья (имеется в виду Приднестровская Молдавская Республика, на территорию которой претендует Кишинев - прим. ИА REGNUM). У нас есть органы управления ― Исполком и Народное собрание, это необходимо учитывать", - сказал Виталий Кюркчу.

Он выразил недоумение тем, что в Кишиневе неким министерским клеркам кажется, что им виднее, что происходит на местах, пишет "Панорама". "Почему не учитываются мнения представителей властей территорий, которые они как раз и собираются развивать?" - задался вопросом начальник Главного управления экономического развития, торговли, сферы услуг и внешнеэкономических связей Исполкома Гагаузии.

Виталий Кюркчу отметил, что 2013 год уже практически близится к концу, поэтому период претворения стратегии в жизнь кажется довольно странным, продолжает "Панорама". "Что за топтание на месте? Скоро 2014 год, и еще неизвестно, включат ли Гагаузию в стратегию. Потом еще окажется, что не успевают, а денежные ресурсы уже распределены на "Север", "Центр", "Юг". Это при том, что мы еще в 2009 году разработали стратегию развития Гагаузии с помощью экспертов Всемирного банка. У нас есть проекты и предложения, как говорится, было бы желание", - сказал Виталий Кюркчу.

Известный молдавский политический и общественный деятель Юрий Рошка не верит, что жители гагаузской автономии на самом деле желают выхода из состава Республики Молдова, однако проводимая официальным Кишиневом "голубая политика" может заставить отделяться не только Гагаузию, но и молдавские села. С таким заявлением Юрий Рошка выступил во время презентации в Комрате нескольких сборников своих статей, пишет "Гагауз-инфо". Отвечая на вопрос, нужно ли Гагаузии отделяться от Молдавии, политик отметил, что "с такой прозападной и "голубой" политикой, какую уже четыре года ведут наши управленцы в Кишиневе, не только гагаузы, но и молдавские села будут отделяться".

По словам Юрия Рошки, более миллиона граждан страны, которые "убежали от молдавского "рая", также "отделились от своей Родины", продолжает "Гагауз-инфо". Однако, гагаузы вряд ли серьезно намерены идти до конца в своих заявлениях о желании выйти из состава Республики Молдова, говорит политик. "Если же говорить серьезно, то я не верю, что гагаузы на самом деле хотят уходить от Молдавии, они просто находятся в поиске хоть какого-то выхода из экономического и социального тупика", - заметил Юрий Рошка. Он также подчеркнул, что "в период всеобщего обнищания гагаузы, как правило, хватаются за то ближайшее орудие, что лежит на поверхности - национальный вопрос, языковый, финансовый и т.д."

Tribuna публикует интервью башкана Гагаузской автономии, лидера Партии регионов Михаила Формузала о ситуации в автономии, взаимодействии Комрата с Кишиневом, идее референдума по выходу Гагаузии из состава РМ и возможности объединения левых сил перед новыми парламентскими выборами.

Т.: В последнее время, все чаще название Гагаузия появляется в прессе в контексте волнений, дестабилизации, нагнетания ситуации. С чем это связано?

М. Ф.: На мой взгляд, за этим стоит несколько причин. Первая - и это на самом деле так - за период с 1994 года по сегодняшний день центральные органы власти системно нивелировали полномочия Гагаузии до обычного районного уровня, поэтапно кромсая закон "Об особом правовом статусе автономии". Я много раз говорил об этом, давал комментарии, выступал на пресс-конференциях, но почему-то никто в Кишинёве этого не хотел замечать и реагировать. Вторая причина - это информационная политика ряда ангажированных телеканалов по искусственному нагнетанию истерии вокруг отношений Комрата и Кишинёва. Любые, даже самые рядовые и технические вопросы, в том числе по внутриполитическим делам автономии, эти СМИ представляют своей аудитории, как острое противостояние и конфликт. Зачем нагнетается эта истерия, с какой целью даже рабочие дискуссии между Гагаузией и молдавским руководством показываются как открытое противостояние сторон? По-моему, некоторые политики из Кишинева чрезмерно увлеклись политическими играми в ущерб государственности Молдавии и выделяют соответствующие ресурсы для мобилизации своего потенциального избирателя.

Т.: Какова реальная ситуации с идеей проведения референдума по выходу Гагаузии из состава Молдавии?

М. Ф.: Сама идея, то, как она была озвучена и как оперативно распространена, говорит о спланированной акции. Без кишинёвских энтузиастов, заинтересованных в дискредитации положительного образа автономии, тут не обошлось. Думаю, что кому-то не понравился образ успешной гагаузской модели, некоего "островка стабильности" на фоне политических баталий Кишинева. Сильно разозлило политиков Кишинёва заявление Дирка Шубеля о том, что Гагаузия напрямую получит 5 миллионов евро для социальных проектов. Учитывая, что это уникальный случай, когда автономия получает помощь напрямую, а не через правительство, многие кишинёвские политики наверняка подумали, что мы "слишком много на себя берём". Раздражение вызывает и наша политика по установлению связей с нашими зарубежными партнёрами. Мы много внимания уделяем нашим отношениям с Тюркским миром, стараемся привлекать к решению вопросов и наших друзей из славянских стран. Естественно, что все наши друзья в той или иной мере помогают нам в решении проблем. И тут у некоторых правящих сил появляется нервозность, что, дескать, Гагаузия ведёт собственную политику, не согласовывает свои действия с официальным курсом Молдавии. Честно говоря, мне трудно понять такую ревность. Ведь то, что хорошо для жителей автономии, однозначно хорошо и для Молдавии. Мы живём в одной стране, поэтому улучшение положения дел в одном регионе неизбежно окажет положительное влияние и на другие регионы. В конечном итоге, выиграет вся страна и все её жители. Так что, говоря о референдуме по отделению Гагаузии, могу твердо заявить, что жители автономии видят свое будущее в составе независимой, нейтральной и демократической Молдавии. Сами авторы идеи акцентируют внимание на том, что Молдавия должна соблюдать закон "Об особом правовом статусе Гагаузии" и определили срок для проведения такого плебисцита - 2015 год. Иначе говоря, если закон о Гагаузской автономии начнёт к этому времени соблюдаться, то и необходимости в референдуме не будет. К тому времени, кстати, истечёт и мой второй, последний мандат башкана. Не стал бы исключать, что историю с референдумом искусственно спровоцировала одна из республиканских политических сил, представители которой могут сейчас приехать в образе миротворца в Комрат и показательно разрешить созданную ею же сложную ситуацию. Конечная цель такого спектакля - голоса доверчивых жителей автономии на очередных парламентских выборах.

Т.: Насколько обоснованны инициативы о создании Гагаузией собственного Конституционного суда, собственных спецслужб и др.?

М. Ф.: Законодательство Гагаузии, как и любое другое несовершенно, имеет противоречия или пробелы. Как следствие - часто требуется трактовка тех или иных статей, которые по-разному понимаются исполнителями. Из-за того, что в автономии нет судебного органа с соответствующими полномочиями часто, в том числе и мне, приходилось обращаться за разрешением спорных вопросов в обычную судебную инстанцию. Но это неправильно. Трактовкой и гарантированием соблюдения законодательства Гагаузии должна заниматься отдельная инстанция, имеющая автономный статус, но вписанная в систему юстиции РМ. Кишинев, в первую очередь, специалисты министерства юстиции должны совместно с юристами автономии прийти к взаимоприемлемой формуле, которая бы позволила создание такого суда. Не надо его называть Конституционным судом. У нас в стране одна конституция и один КС. Это должен быть Суд Уложения АТО Гагауз Ери, по названию Основного закона автономии. Думаю, что расходы на содержание, скажем, трех судей, которые могут быть отобраны из числа опытных служителей правосудия старше шестидесяти лет, мы осилим.

Т.: Все чаще звучат заявления, что осенью Гагаузия будет втянута в разные сценарии по дестабилизации ситуации накануне саммита "Восточного партнерства" в Вильнюсе. Каково Ваше мнение?

М. Ф.: Гагаузия желает полного и неукоснительного соблюдения законодательства и уважительного к себе отношения. Не диктата, приказов и игнорирования, а уважительного диалога. Саммит в Вильнюсе тут совершенно ни при чём. Основная причина прогнозируемых протестов и других проявлений народного недовольства состоит во всё более ухудшающейся экономической ситуации в стране. Уже сколько лет прошло, как новая "демократическая власть" дала обещание возродить Молдавию? Люди ждали один, два, три года. Но никаких видимых изменений не произошло. Поэтому я не думаю, что желание жителей Гагаузии жить достойно надо расценивать, как попытку повлиять на подписание документов в Вильнюсе. Мы живем все хуже и хуже, и это надо признать честно. Прошло более двадцати лет нашей независимости, а мы все продолжаем скатываться в нищету. Вот что людей беспокоит.

Т.: Какова сейчас политическая ситуация в Гагаузии? Говорят, что башкан и Народное собрание нашли наконец компромисс и взаимопонимание...

М. Ф.: Непростая. Полного единодушия среди политических сил не наблюдается. Наша команда постарается удержать ситуацию в рамках принятия решений в интересах жителей автономии. Слишком разные у нас подходы к видению будущего Гагаузии и слишком сильно влияние кишиневских партий на ряд депутатов НСГ. К тому же многие депутаты имеют свои экономические интересы. Эти интересы также во многом зависят от Кишинева. Мы немало сделали в автономии и могли бы сделать еще больше, однако часто спотыкаемся на том же, что и кишиневские политики. Часто несдержанность, эмоции и амбиции мешают слаженной работе депутатского корпуса и Исполкома Гагаузии. Будем более терпеливы и настойчивы в стремлении работать тесно с депутатами НСГ и по-прежнему будем избегать конфликтов. Видя, как в стране все агрессивнее продвигаются идеи унионистов, политические лидеры автономии понимают, что единственный путь сохранения Гагаузии и молдавской государственности - это объединение усилий. Вот что сейчас происходит в автономии.

Т.: Не могу не спросить и о партии, руководителем которой вы являетесь. На каком этапе находится процесс объединения левых сил в Молдавии?

М. Ф.: Я не считаю, что у нас в стране есть левые силы. То есть, конечно, есть много партий с "левыми" вывесками, но настоящих доктринальных левых сил нет. Поэтому Партия регионов Молдавии, разделяя многие идеи, ценности и подходы, присущие левым, старается не цепляться за эту идеологическую характеристику. Наша партия выступает с лозунгом сильные регионы - сильная страна. И все, кто на сегодняшний день выступают с позиции усиления государства Республики Молдова, являются нашими потенциальными союзниками. В настоящее время мы усиливаем наши партийные организации в районах и намерены пойти на выборы самостоятельно. Вместе с тем хочу сказать, что процесс объединения усилий партий государственников будет нарастать по мере приближения очередной парламентской кампании. Мы планируем вместе с рядом партий провести совместные мероприятия по противодействию идеям унионизма, продвижению идеи вступления Молдавии в Таможенный союз. Также мы будем отстаивать экономические интересы регионов, акцентируя внимание на необходимости равномерного развития Молдавии.

Т.: Реален ли сценарий создания сильного единого блока левых сил?

М. Ф.: Такой блок возможен только с коммунистами. Однако я не верю в то, что Воронин сядет в одну лодку со своими бывшими партийцами и теми, кто критиковал его за ошибки. В то же время избирательный порог в 6% сложно будет преодолеть в одиночку. Можно предположить, что осенью начнутся объединительные процессы не только на левом фланге. Повысив процент порога, правящие партии подтолкнули все непарламентские партии к объединению сил.

Т.: Как Вы думаете, когда состоятся следующие парламентские выборы, и каков будет их результат?

М. Ф.: Эту дату определит парламент РМ. Самое удобное время для выборов - это конец ноября 2014 года. Урожай будет собран, вино перебродит и отстоится, астрономические счета за потребленный газ после начала отопительного сезона ещё не придут, да и погреба с закатками будут еще полными. Это самое удобное время с точки зрения интересов правящих партий. Если с мозгами у этих политиков нелады, тогда они пойдут на выборы весной 2015 года и сильно проиграют. Мы же рассчитываем и готовимся к выборам к осени 2014 года. Могу прогнозировать, что в парламент пройдут вопреки прогнозам проплаченных соцопросов одна или две новые партии, а одна из партий правящей коалиции рискует не пройти избирательный порог. В так называемых евроинтеграторах люди разочаровались, но и коммунистов обратно тоже не хотят. Так что у непарламентских партий хорошие стартовые позиции. Уверен, что деятельность нашей Партии регионов будет способствовать появлению и консолидации третьей силы, которая сможет стать альтернативой как разочаровавшей всех оппозиции, так и не оправдавшей надежд нынешней власти.

Дата: "Кишиневская политика так и не стала для Гагаузии привлекательной, и с каждым годом отношения между Комратом и Кишиневом становятся все хуже и хуже"

Отметила Гагаузия праздник - годовщину провозглашения Гагаузской республики (ГР), пишет "НИКА-пресс". Давно не новость, что здесь дату считают не только своей узкотерриториальной и узконациональной, как и считают, что не было бы ГР - не было бы и причин для переговоров Кишинева и Комрата об условиях существования гагаузской автономии в составе Молдавии. И если, продолжают здесь упорно считать, конфликтующие более четырех лет стороны нашли силы договориться, если они без посредников, без тайных молитв своим богам, без колдовских дурманящих дымов и запрещенных приемов определили правила общей жизни, то они на равных должны праздновать победу над былой глупостью, дикостью и нетерпимостью.

Праздник 19 августа 2013 года получился каким-то торжественно-выжидательным, продолжает "НИКА-пресс". И тревожным тоже? Да как посмотреть. Наверное, потому что весь праздник говорил больше о будущем, а не о прошлом. Было сказано о мудрости молдавского народа, предоставившего официальный статус автономии, и о том, что гагаузы с благодарностью и надеждой приняли статус. Но вот о будущем говорили больше и страстно. Президент непризнанной ГР Степан Топал: "Молодое поколение гагаузов должно быть достойно своих отцов, которые заложили основы Гагаузии". Башкан Гагаузии Михаил Формузал: "С каждым годом этот праздник обретает все большее значение. И для Республики Молдова этот день тоже должен стать праздником; нынешняя Гагаузия является гарантией независимости молдавского государства". Общественный деятель автономии Леонид Добров: "... Следующим башканом Гагаузии однозначно станет именно тот лидер, который не кланяется преступному режиму Молдавии, но полностью поддерживает идею проведения в автономии референдума об отложенном статусе Гагаузии. Другой кандидат в башканы просто не пройдет" (здесь следует отметить, что Добров процитировал кишиневского политика Мокану, назвавшего режим РМ преступным, и таким образом защитился от будущих неприятностей). Депутат Народного Собрания Иван Бургуджи: "... Люди в Гагаузии хотят изменений и преобразований.., хотят избавиться от бедности, дискриминации... Люди Гагаузии хотят жить в свободной, духовной и разумной атмосфере. Отцы и матери хотят надежного будущего для своих детей. Гагаузия сама согласилась войти в состав РМ как равноправный и второй государствообразующий народ... Ни к чему хорошему не приведет то, что РМ по отношению к Гагаузии ведет себя, как хозяин или барин к своему крепостному".

Вот так - ни много, ни мало, пишет "НИКА-пресс". Из прошедшего праздника, как из песни, слов не выкинешь... В долгих, непростых и, в основном, угрюмо-молчаливых отношениях между Кишиневом и Комратом не принято было внимать словам и делам Доброва и Бургуджи. Кишинев принимал во внимание обоих деятелей исключительно в связи с уголовными перспективами. Сейчас иной случай. С Доброва за "преступный режим в Молдавии" не спросишь. Есть опасность нарваться на обвинения в национальной дискриминации: молдаванину Мокану можно оценивать по достоинству текущую молдавскую политику, а гагаузу Доброву то же самое и так же делать нельзя?

С Бургуджи, высказавшегося за "достойное место гагаузов в нейтральной, независимой и процветающей Молдавии", и того сложнее - патриот, да и только, продолжает "НИКА-пресс". Этакий государственный мыслитель, насидевшийся в кишиневских зонах и натерпевшийся разных пакостей от разных политиков, следователей, стукачей и провокаторов. Это же Бургуджи: "гагаузский избиратель... проголосовал за умеренность и отказ от недооценки и крайностей". С трибуны праздника он сказал всем о том, о чем даже думать было неприлично. Во-первых, кишиневская политика так и не стала для Гагаузии привлекательной, и с каждым годом отношения между Комратом и Кишиневом становятся все хуже и хуже. Избавиться от бедности, дискриминации, жить свободно и процветать - все это именно о кишиневской непривлекательности, тормозящей на пути к лучшему. Во-вторых, он напомнил, что Молдавии в начале 90-х годов свалилась с небес удача - государственная независимость, давшая ей свободу и шанс.

Теперь нам самим без помощи гагаузских патриотов, и вообще без чьей-либо помощи остается признать: со свободой Молдавия не знала и до сих пор не знает что делать, зато все ее лидеры, депутаты и прочая чиновничья мелочь на местах знает, как распорядиться шансом временных хозяев и хозяйчиков, пишет "НИКА-пресс". Вот они-то - самые богатые и перекормленные в самой бедной и самой немытой стране в Европе, знают, как обрести, а потом спасти свое благополучие, и в этом тяжелейшем процессе выискивать государственных врагов, мешающих жиреть отдельным индивидуумам. Можно опять, как это было почти четверть века назад, начать с Гагаузии, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента в тот период времени висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, официальный Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.

Энергетика: "Гагаузским властям будет непросто бороться с монополией "Молдова-газа"

Власти Гагаузии снова заговорили о создании собственного газотранспортного предприятия, которое могло бы конкурировать в автономии с АО "Молдова-газ", пишет "Коммерсантъ-Молдова". Находящийся в давнем конфликте с руководством газового монополиста башкан Михаил Формузал поручил новому Исполкому подготовить предложения по созданию предприятия, на баланс которого планируется передать все газотранспортные сети, построенные гагаузскими властями. Примечательно, что реализовывать идею поручено чиновнику, представляющему в Исполкоме Демпартию, которая известна своей близостью к руководству "Молдова-газа".

Решение дать ход давней инициативе о создании в Гагаузии отдельного газотранспортного предприятия Михаил Формузал объясняет просто: "С "Молдова-газом" невозможно наладить диалог", продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Так, по его словам, предприятие отказалось принять построенные Исполкомом Гагаузии газовые сети в качестве оплаты за потребленный газ. Взамен, уверяет башкан, руководству автономии было предложено передать эти сети "Молдова-газу" безвозмездно. "Но мы не можем безвозмездно передать акционерному обществу сети, на которые были потрачены деньги", - подчеркивает глава Гагаузии. Решением, по его словам, является создание собственной компании и получение соответствующих лицензий.

По замыслу башкана, отдельное гагаузское госпредприятие будет отвечать за эксплуатацию газовых сетей, а также заключать контракты с поставщиками газа, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Примечательно, что выполнять это поручение придется новому главе Управления строительства, развития инфраструктуры и коммуникаций Гагаузии Корнелу Дуднику. В Исполкоме он представляет Демпартию. Между тем, именно в лоббировании интересов демократов господин Формузал ранее обвинял руководство "Молдова-газа". Теперь по иронии судьбы именно демократу Дуднику предстоит курировать создание гагаузского конкурента молдавской "дочки" российского "Газпрома" (50% акций "Молдова-газа" принадлежат "Газпрому", еще 13,4% находятся у него в доверительном управлении, 35,33% - у правительства РМ и 1,2% - у физических лиц).

Конфликт между Михаилом Формузалом и руководством "Молдова-газа", напомним, обострился осенью прошлого года, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Спровоцировал его переход депутата Народного собрания Гагаузии (НСГ) из Чадыр-Лунги Олега Кайкы из фракции Компартии, по спискам которой он был избран, к демократам, с которыми тогда жестко конфликтовал господин Формузал. После смены политической ориентации господин Кайкы получил пост главы "Гагауз-газа" - регионального подразделения "Молдова-газа". Оппоненты Демпартии сочли это неслучайным совпадением, указывая на то, что глава "Молдова-газа" Александр Гусев, назначивший депутата-перебежчика руководителем филиала компании, известен близостью к руководству Демпартии. Михаил Формузал тогда открыто обвинил руководство "Молдова-газа" во вмешательстве в гагаузскую политику и перешел к ответным действиям.

Впрочем, эксперты в области энергетики инициативу башкана о гагаузской альтернативе "Молдова-газу" сходу раскритиковали, назвав ее дилетантством, пишет "Коммерсантъ-Молдова". По мнению главы ассоциации потребителей энергии Николая Могоряну, чисто технически создать собственное предприятие по эксплуатации газовых сетей в Гагаузии реально, но это потребует значительных затрат со стороны местных властей, которые в итоге будут неоправданны. Эксперт добавил, что, ко всему прочему, в Гагаузии нет специалистов, которые могли бы управлять подобным газовым хозяйством. "С такими идеями могут выходить только далекие от энергетики люди", - заявил господин Могоряну.

Эксперт IDIS Viitorul в области энергетики Ион Мунтян отметил, что с точки зрения энергобезопасности такой шаг мог бы быть оправдан, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". "Тем более что разделить поставку газа и его дистрибуцию требуют европейские директивы, соблюдать которые обязалась и Молдавия", - отметил он. Однако, по словам господина Мунтяна, сомнение вызывает экономическая целесообразность такого шага, учитывая небольшие объемы потребления газа в автономии. Он считает, что гагаузским властям будет непросто бороться с монополией "Молдова-газа" и вряд ли удастся воплотить идею в жизнь в ближайшие несколько лет.

Телерадио: "Сегодня Гагаузское общественное телевидение - это, в основном, турецкое ТВ. Но должно быть четкое разграничение - есть турецкий телеканал, а есть гагаузский"

Наблюдательный совет при общественном "Телерадио Гагаузии" назначил нового исполняющего обязанности председателя компании, пишет "Гагауз-инфо". Им стал руководитель телеканала "Первый народный", а также местных кабельных сетей Степан Пирон. На заседании наблюдательного совета при GRT стало известно, что временный глава компании Мария Парфенова решила сложить с себя эти полномочия. Большинством голосов решено, что Степан Пирон будет исполнять обязанности председателя до того, как завершится конкурс на замещение вакантных должностей и будет избран новый руководитель GRT.

"Я хочу сделать настоящее гагаузское телевидение, - заявил Пирон, отвечая на вопрос о том, что ему хотелось бы изменить в деятельности общественного гагаузского телевидения и радио. - В моем понимании это означает ТВ, на котором будут работать настоящие профессионалы своего дела. Сегодня GRT - это, в основном, турецкое ТВ. Но должно быть четкое разграничение - есть турецкий телеканал, а есть и гагаузский. Передачи на GRT должны быть в своем большинстве на гагаузском языке, чтобы население поняло, что не зря тратит свои деньги". ("Гагауз-инфо")

В комратском отделении движения "Новая Гагаузия" считают произведенную отставку руководителя региональной компании радио- и телевизионного вещания логичным завершением долгой процедуры формирования нового состава Исполкома, пишет "НИКА-пресс". В "Новой Гагаузии" заявили, что организация будет продвигать на пост директора GRT своего человека, поскольку при всех существующих в АТО строгостях использования общественного радио и телевидения в узкопартийных и идеологических целях, эта должность по-прежнему остается ключевой вообще и на период любой избирательной кампании в частности. В "НГ" пока точно не определились со своими кандидатами.