"В Молдавии последовательно искореняется русскоговорящее население": Гагаузия за неделю

21.11.2012

Власть: "Здесь отдыхает сам Остап Бендер, и никто не виноват!" Гагаузия - Молдавия: "В молдавском обществе постепенно зреет опасный для гагаузов вопрос: а для чего вообще существует эта автономия?" Общество: "Что больше всего волнует первого встречного гагауза: безработица, плохие дороги или пропаганда гомосексуализма?" Языковой вопрос: "Правление либерально-демократической коалиции в Молдавии может закончиться абсолютным запретом в стране русского языка".

Власть: "Здесь отдыхает сам Остап Бендер, и никто не виноват!"

Политическое противостояние в Гагаузии достигло пика, пишут "Молдавские ведомости". Группа депутатов регионального парламента начала процедуру импичмента башкана (главы) автономии Михаила Формузала. Его обвиняют в мошенничестве и требуют возместить ущерб госбюджету. Сам Формузал считает инициирование его отставки политическим шоу.

Заявления об импичменте действующего башкана в Гагаузии звучат не первый месяц и даже не первый год, продолжают "Молдавские ведомости". Сразу после проигранных выборов на должность главы региона в декабре 2010 года сторонники комратского мэра Николая Дудогло требовали ухода Формузала (победителя той избирательной кампании) с занятого поста. Вначале ему вменяли в вину фальсификацию выборов. Судебный процесс по этому делу завершился победой стороны Формузала. За прошедшие два с лишним года его обвиняли и в других грехах, впрочем, тоже безрезультатно. Теперь обсуждается получение и распределение гуманитарной помощи из России в 2008 и 2010 годах. Первый транш - 5 тысяч тонн зерна - Гагаузская автономия получила для борьбы с последствиями засухи 2007 года. Столько же тонн дизельного топлива - в виде помощи жителям региона летом 2010 года.

О махинациях при раздаче российского дизтоплива и зерна заговорил месяц назад независимый, но близкий к Николаю Дудогло депутат Народного собрания Гагаузии Иван Бургуджи, пишут "Молдавские ведомости". По его инициативе местные законодатели даже создали специальную комиссию. В начале этой недели на заседании НСГ депутат от ПКРМ Пантелей Гроссу озвучил выводы спецкомиссии. Вкратце замечания "аудиторов" свелись к следующему: высокопоставленные чиновники обогатились за счет помощи России простому народу автономии, а депутатов НСГ не допустили к участию в распределении гуманитарной помощи.

Также отмечено, что краткосрочные государственные кредиты в виде гуманитарного дизельного топлива, полученные некоторыми экономическими агентами Гагаузии, до сих пор не возвращены в бюджет, продолжают "Молдавские ведомости". Кроме того, парламентарии объявили, что материальные резервы автономии, где должны были храниться остатки зерна и дизтоплива, - пусты. "В результате совершения преступного деяния публичным интересам Гагаузии был причинен ущерб в особо крупных размерах, а действия и бездействие Исполкома Гагаузии послужили причинами и условиями, способствующими совершению преступления. Будучи ответственным за поддержание... запаса материального резерва автономии, обеспечение его сохранности, Исполком Гагаузии не проявил должной принципиальности в выборе поставщика услуг, не проверил надлежащим образом его реальные возможности хранения, не обеспечил постоянный контроль за сохранностью зерна, через сомнительные операции нанес умышленно и преднамеренно бюджету автономии колоссальный ущерб".

Так утверждается в мотивированном решении следственной комиссии регионального парламента, пишут "Молдавские ведомости". Самые вопиющие факты таковы. Уже на начальном этапе - транспортировки и хранения дизельного топлива - исполнительная власть Гагаузии нанесла автономии прямой ущерб на 2 миллиона леев (1 рубль = 0,4 лея - прим. ИА REGNUM). Дизтопливо без проведения публичного конкурса было размещено для хранения у частного экономического агента, хотя в Гагаузии есть две государственные нефтебазы. В материальных резервах Гагаузии по состоянию на 1 апреля должно быть 2 695 тонн пшеницы, а фактически нет ничего. На заседании Народного собрания во вторник депутаты обязали Исполком Гагаузии вернуть 1 тысячу тонн дизтоплива до начала августа и 2,5 тысячи тонн зерна до 1 июня этого года. Материалы о выявленных нарушениях местные народные избранники решили направить в национальный центр антикоррупции.

На возврат топлива и зерна инициаторы расследования особо не рассчитывают, продолжают "Молдавские ведомости". Выводы комиссии стали основным поводом для регистрации еще одного решения - о начале процедуры импичмента башкана Гагаузии за халатность на своей должности и совершенные преступления. Под этим документом подписались как сторонники Демпартии в регионе, так и коммунисты и некоторые независимые депутаты. Всего 13 человек. Правда, гагаузское законодательство обязывает дождаться судебного решения, которое подтвердит вину Формузала и уже на этом основании начинать референдум по импичменту башкана. К тому же и сам глава Гагаузии должен публично опровергнуть или подтвердить озвученные обвинения. Но текст инициативы передан всем депутатам Народного собрания Гагаузии для ознакомления. Для положительного решения о плебисците достаточно 24 голосов. В принципе, таким количеством мандатов в законодательном органе автономии сторонники ДПМ располагают. Это подтвердило и успешное избрание председателем НСГ демократа Дмитрия Константинова несколько месяцев назад.

Обвиняемый по "делу о гуманитарке" Формузал свою и своей команды вину категорически отрицает, пишут "Молдавские ведомости". Выступая на самом заседании НСГ, он назвал инициацию импичмента "политическим шоу" и отказался вступать в полемику с депутатами. По его мнению, расставлять точки над "i" должны правоохранительные органы, а не законодатели. Но от некоторых оценок действующий башкан все же не удержался. К примеру, посетовал на то, что после таких разборок больше Гагаузии никто гуманитарной помощи не даст.

На последних выборах в Народное собрание все без исключения депутаты обещали разобраться, куда же ушли 5 тысяч тонн дизельного топлива из Российской Федерации, подаренных Гагаузии, пишет "В фокусе недели". И почему из этой суммы автономия и ее жители почувствовали самый мизер. Пришло время это обещание выполнять: на прошлой неделе специальная депутатская группа, сформированная около двух месяцев назад, озвучила первые итоги расследования. По большому счету, депутатская комиссия озвучила те факты, о которых давно уже писали СМИ со ссылкой на пресс-релизы прокуратуры. Российская гуманитарная помощь, подаренная Гагаузии, в полном объеме дошла до Молдавии, чтобы потом ее значительная часть бесследно растаяла через десятки хитроумных финансовых схем и неприкрытое воровство.

По словам докладчика, депутата Пантелея Гроссу, всего для преодоления последствий засухи в регионе официальная Москва передала в дар автономии без малого 5 тысяч тонн (!) дизельного топлива, что по рыночной оптовой цене эквивалентно 5 миллионам долларов, продолжает "В фокусе недели". Стоит ли говорить, насколько эти средства значительны для региона с населением в 150 тысяч человек, и какие важные социальные проекты на эту сумму можно было бы реализовать? К примеру, в Приднестровье аналогичную финансовую помощь из России направили на кредитование аграрного сектора: левобережные агрохозяйства получили беспроцентные, так называемые технические кредиты, и эта добрая практика привела к тому, что в Приднестровье встали на ноги десятки сельскохозяйственных предприятий, появились сотни новых рабочих мест в глубинке.

Вместо этого власти Гагаузии пошли заведомо по пути освоения, а не инвестирования дизтоплива, причем, делалось это с сомнительным юридическим обоснованием, пишет "В фокусе недели". "В нарушение уложения Гагаузии распределение гуманитарной помощи происходило только на основании постановлений Исполкома, без принятия соответствующих решений законодательным органом - Народным собранием Гагаузии. В результате чего процедура распределения топлива была неэффективной и непрозрачной", - заявил с трибуны Гроссу. От имени комиссии докладчик выразил мнение, что "выделение материальных ценностей бенефициарам происходило без утверждения критериев их отбора, проведения тщательного анализа целей и задач использования публичной собственности, осуществления последующего мониторинга эффективности и результативности".

Обтекаемые юридические формулировки Гроссу пояснил вполне показательными примерами, в свое время наделавшими много шуму в местной прессе, продолжает "В фокусе недели". Так, некая организация из села Кирсово под названием "Баш кюю" получила от Исполкома 56 тонн дизтоплива (то есть 56 тысяч долларов) на строительство артезианской скважины. На первый взгляд, дело благое - благодаря усилиям общественников питьевая вода должна была появиться в сотнях домовладений на юго-западной окраине Кирсово. Но когда скважина была почти готова, учредители организации неожиданно отказались передавать ее на баланс мэрии, то есть в собственность местного сообщества, и в одночасье сотни жителей Гагаузии превратились из получателей помощи в будущих клиентов поставщика воды. И еще один штрих к этой ситуации: в этот же промежуток времени Общество слепых получило от Исполкома аж 0,25 тонны дизтоплива.

"Весомая, а именно третья часть материальных резервов Гагаузии - 1511,5 тонн, была предоставлена Исполкомом в качестве краткосрочного заимствования (по сути, являющегося товарным кредитом) хозяйствующим субъектам. На сегодняшний день своевременно не возвращено более 1000 тонн дизельного топлива, рыночная стоимость которого превышает 10 миллионов леев", - продолжил Гроссу. "Все это приводит нас к выводу, Исполком Гагаузии, вместо того чтобы улучшить качество жизни всего населения путем рационального и эффективного использования гуманитарной помощи, полученной от Российской Федерации, устроил беспрецедентную акцию его нецелевого распределения", - резюмировал депутат.

Выводы следственной депутатской комиссии здорово оживили законодателей, пишет "В фокусе недели". Уже за рамками доклада тот же Гроссу посетовал, что Исполком пошел по пути "самого неэффективного распределения": "Та часть топлива, что ушла к людям, уже догорает в печах. А в селах нет скорых, участковые пешком ходят, когда отдельные члены Исполкома ездят на этом топливе из Кишинева в Комрат".

Председатель Народного собрания Дмитрий Константинов не отказал себе в удовольствии выступить с целой речью, в которой подробно проследил путь гуманитарного топлива от границы до конечного получателя, продолжает "В фокусе недели". По словам Константинова, Формузал, распоряжаясь топливом, осознанно направил его на хранение частнику, когда в автономии простаивали без дела две государственные нефтебазы. "У нас нефтебаза в Вулканештах способна принимать 24 вагона в сутки. Есть специальные подъездные пути, а топливо ушло к частнику", - посетовал председатель Вулканештского района Сергей Чернев. Более того, и с перевозчиком, и за услуги хранения расплачивались тем же топливом по цене менее 7 леев за литр (рыночная цена литра "солярки" в два раза выше). "Здесь отдыхает сам Остап Бендер, и никто не виноват!" - искренне изумился Константинов.

И действительно, все решения о распределении топлива Исполком принимал коллегиально, а контроль над исполнением соответствующих постановлений возлагался на первого зама башкана - Валерия Яниогло, пишет "В фокусе недели". Если кто-то в результате и сядет на скамью подсудимых, то это будет именно он, а не Михаил Формузал. "Могу ответственно заявить: весь Исполком сидел бы на скамье подсудимых, если бы у нас была в законодательстве предусмотрена коллективная ответственность. Вы только вдумайтесь, пока топливо ехало из Атак в Комрат, оно "похудело" на 2 миллиона леев "вследствие усушки". Боюсь, чтобы дизтопливо не испортило нас, гагаузов, как москвичей - квартирный вопрос", - отметил депутат Георгий Лейчу.

Попытку встать на защиту башкана предпринял лишь один из его сторонников - депутат Федор Гагауз, продолжает "В фокусе недели". Его выступление свелось к двум аспектам. Во-первых, депутаты не вправе делать безапелляционные выводы, пока судебные инстанции не вынесли окончательный вердикт. Во-вторых, громкие разбирательства вокруг гуманитарной помощи, очевидно, приведут к тому, что зарубежные друзья автономии с большой осторожностью будут оказывать поддержку автономии. "А еще у нас есть депутаты, которые не могут голосовать по этому вопросу, потому что они это топливо получили. Здесь явно есть конфликт интересов", - резюмировал Гагауз.

Тем не менее, депутатский корпус абсолютным большинством голосов поддержал выводы следственной комиссии и обязал Исполком "восстановить дизельное топливо, полученное из Российской Федерации в количестве не менее, чем в 1046,0 тонн, в материальные резервы Гагаузии в срок до 1 июня", "представить Народному собранию Гагаузии информацию о достигнутых целях и задачах общественными и другими объединениями, в адрес которых было выделено Исполкомом на безвозмездной основе гуманитарное дизельное топливо, полученное из Российской Федерации, в срок до 1 мая", а также "прекратить распределение гуманитарного дизельного без принятия соответствующих постановлений Народным собранием Гагаузии", пишет "В фокусе недели". Кроме того, депутаты сочли нужным отметить "халатное отношение и отсутствие контроля со стороны ответственных должностных лиц Исполкома и главы Гагаузии к вопросам распределения и сохранения топлива". И решили направить материалы нарушения законодательства, выявленные в ходе работы специальной комиссии, в Центр по борьбе с экономическими преступлениями для "проведения дополнительного расследования, и принятия соответствующих мер, в том числе по привлечению виновных лиц к ответственности и возмещению ими причиненного ущерба публичным интересам".

На последнем заседании НСГ депутатский корпус рассмотрел более одного десятка вопросов, пишет "Новая Гагаузия". Наиболее значимыми из них, конечно, стали доклад депутатской комиссии об обстоятельствах распределения Исполнительным комитетом гуманитарного топлива из Российской Федерации, утверждение персонального состава Исполкома Гагаузии, а также отношение Народного собрания к языковым инициативам Либеральной партии РМ. На том же заседании была озвучена и другая инициатива - о начале импичмента главы Гагаузии Михаила Формузала. Обвинения в адрес башкана заняли более пяти страниц.

Последнее заседание НСГ очевидно продемонстрировало намерение депутатского корпуса, наконец-то, навести порядок в Гагаузии, продолжает "Новая Гагаузия". С 2006 года, с момента избрания Михаила Формузала башканом Гагаузии, автономия живет словно на вулкане. Ее постоянно лихорадит и трясет. Из одного скандала она сразу заскакивает в другой. Причина очевидна и проста - к власти пришел маленький захолустный диктатор, непонятно кем себя вообразивший, не желающий считаться ни с какими законами, а тем более с чьим-либо мнением. Михаил Формузал объявил тотальную войну всем, кто имел иное, отличное от его собственного мнение. В итоге Гагаузия разделилась на множество кусков, партий, течений. По большому счету, эффект разделения Гагаузии, задуманный Формузалом, сработал, как и принцип - разделяй и властвуй. Так управлять легче. Но по истечении шести лет автономия все-таки начала приходить в себя, несмотря на то, что в 2010 году хитростью, ложью и обманом ему удалось вновь стать башканом.

Ситуация в корне изменилась с выборами нового состава Народного собрания, пишет "Новая Гагаузия". В большинстве своем в депутаты были избраны сторонники "Новой Гагаузии", лидером которой является Николай Дудогло. Впоследствии к ним примкнуло еще несколько депутатов из числа независимых. Полностью провалился блицкриг ПКРМ и Ирины Влах (они получили фактически один мандат по Вулканештам - товарища Тютина, а остальные четверо - симпатизанты ПКРМ). Еще хуже дела обстояли у "Единой Гагаузии" Михаила Формузала, они получили всего один мандат - Федора Гагауза.

Сформировавшееся большинство депутатов решило, в конце концов, начать элементарное наведение порядка в Гагаузии, продолжает "Новая Гагаузия". Естественно, все началось с изучения вопроса о закономерности распределения гуманитарной помощи. Ущерб, нанесенный Формузалом и его Исполкомом, огромен и исчисляется десятками миллионов леев. Но еще более значим моральный ущерб, нанесенный Гагаузии действиями нынешнего главы Гагаузии и его министров, поскольку на кону - честь Гагаузии и самого гагаузского народа. Непонятно, куда исчезли почти три тысячи тонн зерна и более полутора тысяч тонн дизельного топлива. Речь идет об элементарном воровстве. И основания для отстранения Формузала более чем весомые, подводит итог издание.

Гагаузия - Молдавия: "В молдавском обществе постепенно зреет опасный для гагаузов вопрос: а для чего вообще существует эта автономия?"

В последнее время вокруг Гагаузии происходят тревожные процессы, пишет Gagauzlar. Политическая война Народного собрания против Исполнительного комитета, беспрецедентное перекраивание законодательства депутатским большинством, угрозы импичмента башкана, постоянные скандалы, появление каких-то "казаков" - всё это не просто создаёт отрицательный имидж краю, но и приводит к тому, что в молдавском обществе постепенно зреет опасный для гагаузов вопрос: а для чего вообще существует эта автономия?

Башкан Михаил Формузал на различных мероприятиях, посвященных образованию Гагаузии, любит повторять, что автономия была создана благодаря "проявленной мудрости гагаузского и молдавского народов", продолжает Gagauzlar. Дескать, мирный исход противостояния дал Молдавии уникальный шанс стать для всех стран моделью разрешения сложных межэтнических конфликтов. То, что Гагаузия образовалась практически без вооружённого противостояния (по сравнению с тем же Приднестровьем), - это, безусловно, было большой удачей. Но вот что этому способствовал мудрый подход к проблеме, вызывает сомнения.

Как ни крути, но появление на карте Молдавии Гагаузской автономии произошло вопреки воле центрального руководства, пишет Gagauzlar. Это был вынужденный, сделанный под давлением обстоятельств, а не продиктованный некой "мудростью" шаг Кишинёва. Подтверждением этому является вся последующая политика молдавского руководства по отношению к Гагаузии, когда власти сдерживали экономический потенциал автономии, не учитывали её специфику при разработке национальных программ и реформ, игнорировали её позицию при выработке внешней политики. Примеров такого отношения Кишинёва к Комрату огромное множество. Тот, кто более-менее знаком с историей молдавско-гагаузских отношений сможет сам легко их привести. Цель такой политики - нивелировать существование Гагаузии, приравнять её в полномочиях к рядовому району. Да что там говорить! Молдавские чиновники умудряются игнорировать автономный статус Гагаузии даже при употреблении её полного названия, вместо "Автономно-территориальное", говоря "Административно-территориальное образование".

Из всех опробованных Кишинёвом способов "демонтажа" Гагаузии, наиболее действенным, безусловно, зарекомендовало себя вмешательство во внутриполитические процессы в автономии, продолжает Gagauzlar. Это происходило при коммунистах, когда при помощи большинства в Народном собрании вынудили уйти в отставку законно избранного башкана Кройтора. Это происходит и сейчас, когда НСГ настраивают против Исполкома и башкана. Отличие лишь в том, что 10 лет назад центр действовал грубо и неуклюже, а сегодня всё решается "без шума и пыли".

Несмотря на то, что за прошедшие годы методы шантажа, применяемые против гагаузского руководства совершили эволюцию от вооружённых автоматчиков в масках до конвертов с валютой, сам принцип их применения остался прежним, пишет Gagauzlar. Рецепт политической дестабилизации в регионе прост, как деревянная болванка. Из числа гагаузов находятся не шибко умные, но чрезмерно амбициозные и одолеваемые жаждой реванша личности, которые не особо заморачиваясь на принципах, готовы бороться за власть. К ним добавляют деятелей с криминальными замашками, которые, прикрываясь прокурорской крышей, творят беспредел по отношению к оппонентам. Всю эту оголтелую компанию щедро подпитывают деньгами, что позволяет им без особого труда реализовывать свои намерения.

В результате к чему мы приходим? - продолжает Gagauzlar. Спровоцированный политический кризис отпугивает инвесторов, внешние партнёры Гагаузии сворачивают финансирование проектов в автономии "до наступления спокойных времён", а население, наблюдая за крышеванием органами прокуратуры откровенных преступников, окончательно разочаровывается в органах власти. Происходит не просто дестабилизация ситуации, но разрушается сам фундамент Гагаузской автономии, дискредитируется сама идея её существования. Вы обратите внимание на заседания Народного собрания. Крики депутатов вроде "закрой рот, мразь!" или "фильтруй базар!" создают впечатление какой-то сходки преступных авторитетов, но никак не представителей государственного органа власти.

Благодаря некоторым депутатам, Гагаузия в глазах жителей Молдавии, в глазах мирового сообщества предстаёт эдаким бантустаном, где местные князьки бесконечно делят власть, а население страдает от криминального беспредела, пишет Gagauzlar. А теперь представьте, что на этом фоне молдавские власти наберутся смелости и решатся на упразднение Гагаузии, например, под предлогом борьбы с преступностью. Какие аргументы могут быть против этого? Что смогут возразить Россия, Турция, Европа? Что сможет возразить молдавское общество? А жители Гагаузии?

К сожалению, любые попытки гагаузского руководства реализовывать стратегию укрепления государственности автономии во все времена натыкались на жёсткое противодействие со стороны центра, продолжает Gagauzlar. Поэтому и сегодняшний политический кризис в крае завтра может перерасти в хаос. То, что это будет управляемый хаос, никаких сомнений не вызывает. В этой ситуации башкан, похоже, до сих пор рассчитывает на сотрудничество с депутатским корпусом. Стремление, откровенно говоря, наивное. Единственное, что его оправдывает - это желание избежать потрясений и минимизировать риски для гагаузской государственности. Даже применение права роспуска Народного собрания, которым глава Гагаузии наделён по Уложению, Формузал, насколько можно судить по его высказываниям, категорически отвергает. Вот только вызовет ли этот мирный настрой встречные шаги депутатского корпуса? Если депутаты продолжат убийственные для автономии действия, то Гагаузии, пожалуй, недолго осталось.

Справка ИА REGNUM: Независимая Гагаузская Республика была провозглашена 19 августа 1990 года на I Съезде народных депутатов юга Молдавской ССР, в то время как Республика Молдова провозгласила свою независимость только 27 августа 1991 года. Первым и единственным президентом Гагаузской Республики был Степан Топал, а Верховный совет ГР возглавлял Михаил Кендигелян. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская Республика объявила о начале выборов в Верховный совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. На здании молдавского парламента тогда висели плакаты "Гагаузия - лишай на теле Молдавии" и "Хороший гагауз - мертвый гагауз". "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. Просуществовав в качестве независимого государства 4 года, в 1994 году Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом положения Закона об автономном статусе Гагауз Ери, касающиеся прав и полномочий Гагаузской автономии, вплоть до сегодняшнего дня не исполняются в полной мере и постоянно нарушаются молдавскими властями. В частности, Кишинев подвергает сомнению положения закона о праве Гагаузии на внешнее самоопределение в случае утраты Молдавией независимости и право на участие в формировании внутренней и внешней политики Молдавии в вопросах, касающихся интересов Гагаузии, а периодически и сам статус автономно-территориального образования.

Общество: "Что больше всего волнует первого встречного гагауза: безработица, плохие дороги или пропаганда гомосексуализма?"

Пока вся страна наблюдает за попытками оживить труп АЕИ, возмущается антирусскими инициативами либералов и оценивает шансы наших артистов на "Евровидении", в Гагаузии неожиданно озаботились иной, надо признать, нетипичной для региона проблемой - "пропагандой гомосексуализма", пишет "Панорама". Причем озаботились вполне официально, на уровне властей. Пресс-служба Народного собрания Гагаузии (НСГ) обнародовала в начале месяца проект закона "Об обеспечении принципов и равноправия, справедливости и объективности", своего рода аналог молдавского Закона об обеспечении равенства. Документ был разработан под руководством председателя юридической комиссии НСГ Ивана Бургуджи.

Главное отличие гагаузского законопроекта от молдавского состоит в том, что из категорий лиц, которым гарантируются равные шансы, исключены лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией, продолжает "Панорама". Впрочем, в пояснительной записке авторы законодательной инициативы уточняют, что ограничения могут применяться лишь в отношении тех секс-меньшинств, которые публично афишируют свою ориентацию. Разработчики законопроекта выступили с обвинениями в адрес парламента Молдавии, который "при практической реализации Закона об обеспечении равенства фактически начинает осуществлять продвижение гомосексуализма в Республике Молдова под влиянием гей-лобби и под маркой евроинтеграции". Это, в свою очередь, будет означать ломку самого генотипа малочисленного гагаузского народа, считают в юридической комиссии законодательного органа автономии.

Скептически отнеслись к "антиголубым" инициативам гагаузских депутатов не только в Кишиневе, но и в Комрате, пишет "Панорама". Исполнительный директор гагаузской неправительственной организации "Пилигрим-Демо" Михаил Сиркели уверен, что законопроект является "чисто политической акцией правящего большинства в Народном собрании". Сиркели отметил, что видит три цели, которые преследует НСГ принятием этого закона. "Во-первых, это попытка реабилитироваться перед жителями Гагаузии, которые остались недовольны сменой политического окраса большинства депутатов НСГ после окончания избирательной кампании (после выборов в Народное собрание Гагаузии большинство депутатов, избранных в качестве независимых, перешли в группу Демократической партии Молдавии - прим. ред.)", ― считает руководитель НПО.

Кроме того, полагает Сиркели, приняв этот закон, НСГ поставит башкана Гагаузии перед непростым выбором, заставив оправдываться перед европейскими партнерами автономии, продолжает "Панорама". "Если он промульгирует этот закон, тогда это может подпортить его отношения с европейскими структурами, в частности, с делегацией ЕС, которая намеревается направить в Гагаузию пакет помощи в размере 5 млн. евро. Во всяком случае, главе автономии придется объясняться перед партнерами Гагаузии по развитию, и НСГ, кстати, тоже. Если Формузал его не промульгирует, тогда это даст депутатам НСГ возможность обвинить его в подрыве культурных ценностей гагаузского народа и подпортит его имидж, что скажется на продвижении Партии регионов. Кроме того, отказ в промульгации этого закона станет еще одним громким аргументом в поддержку его импичмента", ― сказал Сиркели. "Наконец, в-третьих, я склонен расценивать эту инициативу как результат лобби священников Молдавской православной церкви, которые высказывались резко против принятия закона об обеспечении равенства парламентом РМ. Это своего рода реванш за национальный закон", ― подвел итог Михаил Сиркели.

Впрочем, в "Пилигрим-Демо" уверены, что помимо политических нюансов законопроект имеет серьезные изъяны и чисто с правовой точки зрения, пишет "Панорама". "Приняв данный закон, Народное собрание фактически отменит на территории автономии ряд международных обязательств Республики Молдова. Непонятным является и прописанный в гагаузском законе запрет на однополые браки, притом что подобные союзы запрещены национальным законодательством Молдавии. Да и регулирование вопросов семейного права не входит в компетенцию АТО Гагаузия. Что касается попыток узаконить ограничения прав гомосексуалистов в сфере занятости и трудоустройства, то это грубейшее нарушение конституции РМ, Закона об особом правовом статусе и Уложения (конституции) Гагаузии и всех международных конвенций в области прав человека", ― отметили в организации.

Если специалисты в области права акцентируют внимание на юридических недостатках законопроекта, то политические эксперты вообще сомневаются в актуальности для Гагаузии той темы, которую пытаются регулировать депутаты юридической комиссии НСГ. Как заявил в беседе с "Панорамой" гагаузский политолог Александр Ангели, инициатива некоторых гагаузских законодателей рассчитана на получение на ровном месте одобрения населения, в котором Народное собрание остро нуждается после довольно скудной, с точки зрения интересов рядового избирателя, полугодовой работы. "Если бы функции НСГ заключались в противостоянии с башканом и Исполнительным комитетом, то нынешний депутатский корпус получил бы наивысший бал за свою работу. Однако на Народное собрание возлагались другие надежды. И на сегодняшний день мало какие из них оправдались", ― уверен эксперт. По его словам, если первого встречного гагауза спросить, что его больше волнует: безработица, плохие дороги или пропаганда гомосексуализма, последний вариант, скорее всего, он выберет в последнюю очередь. "Иными словами, депутаты отрабатывают тему, с которой чисто теоретически все солидарны, но которая в реальности мало кого волнует. Гагаузское общество, в основе культуры которого лежат христианские ценности, имеет к явлению однополых сексуальных отношений стойкий иммунитет. Поэтому использование законодательных рычагов для борьбы с ним представляется мне чистой воды популизмом", ― заключил Александр Ангели.

Стоит отметить, что гагаузские депутаты не первые, кто берется регулировать половые отношения людей с нетрадиционной ориентацией, пишет "Панорама". В феврале 2012 года Бельцкий муниципальный совет объявил территорию города "зоной особой поддержки Молдавской православной церкви". Принятое бельцкими советниками постановление, в частности, предусматривало "полный запрет навязываемой центральными властями Молдавии агрессивной пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации". О каких-либо случаях практического применения норм данного документа неизвестно. Насколько востребованными окажутся усилия гагаузских депутатов, станет известно совсем скоро. Как ожидается, после проведения публичных слушаний законопроект будет вынесен на обсуждение депутатов уже на одном из ближайших заседаний НСГ, подводит итог издание.

Языковой вопрос: "Правление либерально-демократической коалиции в Молдавии может закончиться абсолютным запретом в стране русского языка"

На прошлой неделе фракция Партии коммунистов в Народном собрании Гагаузии выступила с протестом по отношению к законопроекту Либеральной партии о "лингвистической политике", пишет "Пульс". Протест не остался без внимания и на очередной сессии стал протестом уже всех депутатов Народного собрания. Вне зависимости от их политической принадлежности. Есть даже надежда, что депутаты, работающие с правящими партиями, на этот раз не откажутся от своего голоса.

Гагаузские коммунисты, напомним, выразили категорический протест проекту закона, вытесняющего русский из сфер образования, газет и телеканалов, бизнеса, общественных организаций, а также переименования государственного языка из молдавского в румынский, продолжает "Пульс". Фракция ПКРМ призвала всех своих коллег разорвать отношения не только с Либеральной партией, но и с её сателлитами, а также предложила обсудить этот вопрос на съезде гагаузских избранников всех уровней - депутатов НСГ, мэров, сельских и городских советников.

Промолчать в этой ситуации было опасно для любой из политических группировок, пишет "Пульс". И представители местного парламентского большинства, близкого к Демократической партии, на скорость подготовили собственный вариант обращения Народного собрания Гагаузии. Текст, зачитанный председателем профильной комиссии по правам человека Иваном Бургуджи, во многих формулировках схож с предложениями коммунистов, однако есть и одно важное отличие: большинство депутатов оказалось не готово к созыву советников всех уровней, для них этот шаг слишком уж резок. Но, так или иначе, текст соглашения, после споров по процедурным вопросам, был поставлен на голосование. В пользу протестного заявления подняли руки все присутствовавшие депутаты. Не только коммунисты, но и близкие к башкану Михаилу Формузалу независимые, и представленные пятью депутатами либерал-демократы, и негласная фракция Демократической партии. Против не было никого.

Председатель фракции ПКРМ в Народном собрании после голосования обратился к докладчику Ивану Бургуджи с вопросом: согласовано ли волеизъявление депутатов от большинства с кишинёвским руководством Демократической партии? - продолжает "Пульс". Бургуджи ответил, что согласовывать с ними ничего не собирается. Тогда Тютин напомнил, что то же самое считали про близких к ДПМ депутатов и в прошлый раз, когда они голосовали за проведение референдума о вступлении Молдавии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Тогда решение тоже было принято единогласно, однако после ряд депутатов вдруг начал от своего голосования отнекиваться. "Нас не так поняли", и всё такое. В результате единогласное решение предложили считать и не решением вовсе. Поскольку оно пришлось не по душе правящему альянсу, и Демпартии в частности, которая не менее других настроена против Таможенного союза.

Такое напоминание пришлось явно не по душе вице-председателям Народного собрания Демьяну Карасени и Александру Тарнавскому, которые заявили Тютину, что "так себя вести не надо", поскольку "здесь обсуждается серьёзный вопрос", пишет "Пульс". Лидер депутатов-коммунистов ответил, что вопрос он считает серьёзным, и именно поэтому уточняет, есть ли у гагаузских демократов собственное мнение.

Так или иначе, протест был принят единогласно, продолжает "Пульс". Если некоторых депутатов снова заставят от своего мнения отказаться, им придётся не только отречься от разделяемой всеми гагаузскими избирателями позиции, но и официально стать сателлитами ненавидящей гагаузов и ненавидимой гагаузами Либеральной партии, подводит итог издание.

Правление либерально-демократической коалиции в Молдавии может закончиться абсолютным запретом в стране русского языка, пишет "В фокусе недели". На протяжении последних трех лет Альянс за европейскую интеграцию, пришедший к власти после восьмилетнего правления коммунистов, принимает последовательные меры по искоренению русскоговорящего населения страны.

Фракция Либеральной партии, выступила с беспрецедентным законопроектом "О лингвистической политике Республики Молдова", продолжает "В фокусе недели". Согласно документу, государственным языком в Молдавии должен стать не молдавский, а румынский язык. В случае принятия парламентом данного закона, владение "румынским" языком будет обязательно для депутатов, министров, директоров госкомпаний и госслужащих, а также для сотрудников частных компаний, в должностные обязанности которых входит общение с клиентами, то есть с населением. Депутаты считают, что предложенный законопроект будет способствовать процессам интеграции "лингвистических меньшинств республики в общество, проведению корректной политики продвижения румынского языка, а также охране миноритарных языков, на которых говорят в Молдавии".

Еще в прошлом году депутаты Альянса за европейскую интеграцию приняли целый ряд нормативных документов, ужесточивших применение русского языка, пишет "В фокусе недели". Во-первых, с внутренних паспортов была снята строка с переводом данных на русский язык. Затем парламентарии запретили производство коммерческой рекламы на русском языке, хотя общеизвестный факт, что бизнес в республике ведется именно на русском языке. С недавних пор у русскоязычных граждан Молдавии не существует и отчества. Такую строку в паспортах просто отменили, сославшись на европейскую модель документирования. Так что намерение Либеральной партии в молдавском парламенте нельзя недооценивать - если оно будет вынесено за голосование, оно будет принято.

Между тем, Партия коммунистов инициирует съезд гагаузских депутатов всех уровней с тем, чтобы "дать отпор либералам", продолжает "В фокусе недели". Коммунисты в Народном собрании Гагаузии выразили свой протест инициативе Либеральной партии о так называемой "лингвистической политике", которая в случае своего принятия станет "политикой антикультурной, направленной против всего многонационального народа Молдавии". Такие "прожекты", как и любые другие формы национализма должны пресекаться в зародыше, пока не стало слишком поздно, подводит итог издание.

Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех лет молдавской независимости изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в том числе в использовании кириллицы либо латиницы, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с XVI века. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Согласно сегодняшней официальной позиции Румынии, разделяемой также бессарабскими сторонниками румыноунионизма, Молдавия является "вторым румынским государством", молдаване - "румынами", молдавский язык - "румынским". При этом, согласно официальным данным переписи 2004 года, обнародованным Национальным бюро статистики Молдавии, румынами себя назвали 2,2% жителей страны, молдаванами - 75,8%, 78,4% молдаван родным языком указали молдавский язык, 18,8% - румынский. В то же время сама постановка Бухарестом вопроса о молдавских и украинских "румынах" искусственна, поскольку, помимо того, что румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской, формирование румын как нации происходило на части территории современной Румынии - в Валахии и Молдавии - во второй половине XIX века, когда Бессарабия уже была в составе Российской империи, а Буковина - в составе Австро-Венгрии. Однако факты оккупации этих территорий с 1918 по 1940 гг. и с 1941 по 1944 гг. до сих пор служат для Бухареста поводом объявлять молдавское население этих территорий "румынами" и претендовать на ту или иную степень своего влияния и присутствия в регионе.