"Вступление Армении в Таможенный союз - это рациональное решение. И баста!": интервью Арташеса Гегамяна

03.12.2012
Член фракции Республиканской партии Армении в Национальном собрании, лидер партии "Национальное единение" Арташес Гегамян. Иллюстрация: 1in.am

На вопросы корреспондента ИА REGNUM относительно решения о вступлении Армении в Таможенный союз свою точку зрения и замечания высказал член фракции Республиканской партии Армении в Национальном собрании, лидер партии "Национальное единение" Арташес Гегамян.

- Это без преувеличения историческое решение, гарантирующее безопасность и динамичное развитие экономики Армении. Достаточно оглянуться на региональные процессы, чтобы убедиться: да, действительно, в самом ближайшем будущем наш регион окажется в эпицентре бурных геополитических сдвигов. Логика происходящих вокруг Сирии событий подсказывает, что Исламская Республика Иран неизбежно втянется в военные действия. В результате в фокусе внимания центров силы мировой политики самым очевидным образом окажется и наш непосредственный сосед Иран - со всеми вытекающими отсюда опасными последствиями. И вовсе не исключается, что этим обстоятельством попытаются воспользоваться Азербайджан и Турция.

Чтобы не быть голословным, приведу пример. В текущем году, 15-16 августа в азербайджанском городе Габала состоялся Третий саммит тюркоязычных стран с участием президентов Турции, Казахстана, Кыргызстана и Азербайджана. Отметим, что 16 августа президент Турции Абдулла Гюль назвал Нагорно-Карабахский конфликт "одной из важнейших проблем, стоящих в повестке дня тюркоязычного мира".

Днем ранее на заседании Совета министров иностранных дел Совета сотрудничества тюркоязычных стран по Нагорно-Карабахской проблематике выступил министр иностранных дел Турции Ахмед Давутоглу, заявивший следующее: "Турция готова сделать все возможное и от нее зависящее для того, чтобы остановить оккупацию азербайджанских земель Арменией. Освобождение Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана продолжает оставаться основным направлением нашей политики". А еще ранее премьер-министр Турции Эрдоган в своих публичных выступлениях не раз заявлял, что они не пожалеют сил и сделают все, чтобы вопрос территориальной целостности Азербайджана решился раз и навсегда.

Читая подобные воинствующие заявления турецких руководителей, невольно задаешься вопросом: неужели турецким властям неизвестно о пяти совместных заявлениях президентов России, США и Франции, принятых в Аквилле (Италия, 2009г.), Мускоке (Канада, 2010г.), Довиле (Франция, 2011г.), Лос-Кабосе (Мексика, 2012г.) и Лох-Эрне (Великобритания, 2013г.). Отметим, что в этих заявлениях красной нитью проходит одна мысль, а именно: "Мы подчеркиваем, что только урегулирование путем переговоров может привести к миру, стабильности и согласию, открыв возможности для регионального развития и сотрудничества... Мы решительно призываем руководителей всех сторон вновь подтвердить свою приверженность Хельсинкским принципам, в частности: принципам неприменения силы и угрозы силы, территориальной целостности, равноправия и права наций на самоопределение".

Это цитата из совместного заявления Барака Обамы, Владимира Путина и Франсуа Олланда по Нагорному Карабаху, сделанного в июне 2013г. При этом следует отметить, что после вышеупомянутых заявлений лидеров Турции, фактически сводящих на нет позиции президентов стран-сопредседателей Минской группы, ни из Франции (Евросоюз), ни из США не последовало абсолютно никаких политических оценок к тому, что урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта возможно исключительно при одновременном применении вышеупомянутых трех принципов Международного права, указанных в совместном заявлении.

ИА REGNUM: А Россия отреагировала на указанные вами заявления политического руководства Турции?

В совместном заявлении Путина-Саргсяна однозначно прописано: "Президенты Российской Федерации и Республики Армения подтвердили приверженность разрешению Нагорно-Карабахского конфликта исключительно мирными средствами в формате работы с сопредседателями Минской группы ОБСЕ на основе составляющих единое целое принципов неприменения силы или угрозы применения силы, территориальной целостности государств, равноправия и права народов на самоопределение".

На ереванском сленге, это прозвучало бы так: слушайте, детвора, не суйте свой нос в Нагорно-Карабахский конфликт, это не вашего ума дело, этим занимаются Россия, Соединенные Штаты Америки и Франция. Ставя свою подпись под этим заявлением, Владимир Путин дал понять, что Россия смотрит на эту проблему не сквозь пальцы, а твердо и последовательно выступает гарантом одновременного применения трёх принципов, указанных в совместном Заявлении. Турецкие и азербайджанские политические мужи с остервенением восстают против этого, акцентируя только принцип территориальной целостности. То, что Россия устами своего президента в очередной раз зафиксировала свою позицию, имеет для нас стержневое значение: фактически вступление Армении в Таможенный союз вносит четкую определенность и в вопрос мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта.

Скажу больше: в ходе своего августовского визита в Азербайджан Владимир Путин именно в Баку во всеуслышание представил позицию России, сказав, что проблему Нагорного Карабаха можно решить исключительно политическим путем. Тем самым вновь была подчеркнута роль России как гаранта мира в регионе и безопасности нашей страны. А это чрезвычайно важный момент, особенно с учетом того факта, что Россия поставила Азербайджану оружия и военной техники на сумму около миллиарда долларов.

Иными словами, при каждом удобном случае Россия в лице главы государства своими заявлениями действует на турецко-азербайджанских воинствующих руководителей как холодный душ, вновь и вновь позиционируя себя как гаранта безопасности нашей страны. Членство в Таможенном Союзе, несомненно, еще более углубит армяно-российские стратегические отношения во всех сферах, повысит уровень национальной безопасности Республики Армения. А это фактор исключительной важности, ибо если не обеспечена безопасность страны, все остальные задачи, как-то: соглашение об ассоциировании Армении и ЕС, перспектива углубления стратегического сотрудничества с США и т.п. - теряют смысл, становятся второстепенными.

Вместе с тем, анализируя развернувшуюся в средствах массовой информации полемику вокруг заявления президента Армении о вступлении Армении в Таможенный Союз, я усматриваю некую опасность - результат либо умысла, либо некомпетентности, а может, того и другого одновременно. Создается впечатление, будто настал конец наших отношений с Евросоюзом, более того, напрочь исключена возможность продолжения отношений Армении, предусмотренных Ассоциативным соглашением Армения-Евросоюз в рамках программы "Восточное партнерство". Подобные домыслы совершенно не соответствуют действительности. Или же говорят: вот мы четыре года потеряли в переговорах с Европой относительно заключения соглашения об Ассоциации и соглашения о Зоне свободной и всеобъемлющей торговли с ЕС. Отнюдь, четыре года плодотворной работы помогли Армении привести свое законодательство в соответствие с международными стандартами и критериями, приемлемыми для стран-членов Евросоюза, что, без сомнения, рано или поздно позитивно отразится на развитии экономики нашей страны.

И так же четко президент Серж Саргсян представил позицию Армении в заявлении для прессы по итогам российско-армянских переговоров от 3 сентября 2013 года: "Это рациональное решение, это решение исходит из национальных интересов Армении. Это решение - не отказ от нашего диалога с европейскими структурами. За эти же годы Армения при поддержке европейских партнеров провела ряд серьезных институциональных реформ. Армения сегодняшняя в этом смысле гораздо более продуктивное и конкурентоспособное государство, чем годы назад. Мы намерены и в будущем продолжить реформы".

Более того, весьма существенно, что изменилась и тональность Евросоюза касательно решения президента Армении о желании вступления в Таможенный Союз. Если в первый день Совместного заявления по итогам визита президента Республики Армения в Российскую Федерацию звучали дипломатически некорректные высказывания отдельных чиновников ЕС, то теперь наши европейские друзья заявляют о своем желании услышать разъяснения от своих армянских коллег - партнеров. В этой связи хочу напомнить весьма принципиальное заявление министра иностранных дел Российской Федерации, сделанное им во время пресс-конференции по итогам заседания Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ, сделанное 5 апреля 2013г, "гвоздем" которого было следующее: "Конкретно в Восточном партнерстве мы не видим естественных причин, которые стали бы препятствием, чтобы сочетаться с участием в СНГ. Если проекты в рамках Восточного партнерства нацелены на решение действительно важных задач в экономической, социальной сферах, то Россия не раз говорила о готовности к ним подключаться, выходить на "тройственные" форматы: ЕС, "фокусные" страны Восточного партнерства и Россия. Мы по-прежнему готовы к этому".

Глава МИД РФ подчеркнул, что: "Абсолютно некорректно пытаться заявлять, что создание зоны свободной торговли с евросоюзом исключает какие-либо отношения с интеграционными процессами на пространстве СНГ. Приведу лишь один довод: сейчас, когда мы готовим новые базовые соглашения, наши партнеры по ЕС предлагают пойти дальше тех договоренностей, которые были заключены при нашем вступлении в ВТО, и создать весьма либерализованную зону свободной торговли между ЕС и Россией. Тогда о чем разговор? Россия - уже член Таможенного Союза. Стало быть, любой нынешний или будущий член этого союза, Единого экономического пространства, не будет иметь проблем, чтобы - если вести дела на честной, открытой общепринятой основе - взаимодействовать с ЕС и с кем бы то ни было еще". В контексте реализации этого публично озвученного намерения было бы совершенно непонятно, если бы Евросоюз вдруг попытался препятствовать тесному сотрудничеству того или иного суверенного государства в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства и с перспективой участия в интеграционных процессах в Европейском союзе.

Иное дело, что некоторые ангажированные политологи и политиканы ударились в панику и, даже не пытаясь скрыть это, делают лишенные смысла заявления относительно "неожиданного поворота" во внешнеполитическом курсе Армении. А между тем президент нашей страны в своих публичных выступлениях неизменно отмечал важность армяно-российского стратегического партнерства, дальнейшего укрепления дружбы и союзнических отношений между Россией и Арменией. Более того, совершенно недавно в Варшаве, во время совместной со своим коллегой Брониславом Коморовским пресс-конференции, Серж Саргсян весьма четко и недвусмысленно заявил о том, что Армения никогда не допустит никаких действий, направленных против своего стратегического партнера и союзника России. То есть, принятое решение о намерении вступить в Таможенный союз - логическое продолжение внешней политики, проводимой президентом Армении.

ИА REGNUM: Что даст армянской экономике вступление в Таможенный союз? Какие новые возможности и перспективы открываются перед Арменией?

На совместной пресс-конференции 3 сентября т.г. в Москве Владимир Путин, по сути, уже ответил на этот вопрос. В частности, речь идет об инвестиционной программе в 15 млрд рублей (или около 480 млн долларов США), предусматривающей дальнейшее развитие Южно-Кавказской железной дороги. Понятно, что вся сумма не будет затрачена на 300-километровую железную дорогу на территории РА. То есть, следует полагать, что открывается перспектива для строительства железной дороги Армения-Иран, которая обеспечит нашим стратегическим партнерам из ОДКБ выход посредством железной дороги к Персидскому заливу, как говорится - к теплым морям. Это неизмеримо повысит роль Армении в регионе.

Кроме того, Россия уже заявила о пролонгировании эксплуатации Армянской АЭС на 10 лет, то есть о соответствующих инвестициях - с целью гарантированной безопасности работы атомной электростанции, а также энергетической безопасности нашей страны. И помимо этого, достигнута договоренность относительно создания необходимых условий для строительства в Армении новой АЭС. Вместе с тем было упомянуто, что "Роснефть" уже завершает этап исследований и обсуждений в связи с перезапуском гиганта армянской нефтехимической индустрии, ЗАО "Наирит", на что, естественно, также потребуются колоссальные внедрения.

ИА REGNUM: Уверены, что эти планы не "зависнут в воздухе"?

Убежден: в случае вступления Армении в Таможенный союз, Россия будет более заинтересована в реализации этих программ, поскольку это делается для единого экономического пространства, от чего выиграют те же Россия, Казахстан, Беларусь. Не будем забывать и простую истину: будучи членом ТС, Армения существенно облегчит жизнь наших граждан, работающих в России, число которых, согласно опубликованным недавно данным российской эмиграционной службы, приближается к 800 тысячам. И имейте в виду: Россия объявила о введении с 2015г. визового, пропускного режима для всех граждан СНГ, за исключением стран-членов Таможенного союза.

Не следует забывать и тот факт, что в Армении за счет российского капитала работают 1300 предприятий, и став членом ТС, мы стимулируем их развитие, поскольку платежеспособный потребительский рынок расширится и станет доступнее в силу новых торгово-экономических отношений между Арменией, Россией, Беларусью и Казахстаном. Даже больше: армянский производитель будет защищен законами и уставами Таможенного союза. Уже существует основной документ - Таможенный кодекс ТС, в котором детально представлены, тщательно прописаны все вопросы, и к тому же вы не найдете там ни одного положения, противоречащего требованиям Всемирной торговой организации (ВТО).

Почему я это подчеркиваю: потому что страны, вовлеченные в зону свободной торговли ЕС, действуют по тем же "правилам игры", и на примере Армении можно найти ту оригинальную формулу, которая позволит совместить соглашение об ассоциации и глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли со странами - членами ТС. Если страны - члены ЕС и члены ТС подчиняются правилам ВТО, то все остальные вопросы можно урегулировать путем переговоров. Любой вопрос межгосударственного значения должен быть открытым, прозрачным, и в этом случае непреодолимые противоречия невозможны, они исключены. Для этого и существует дипломатия. Наши истинные друзья - будь то европейцы или американцы - если они действительно таковыми являются, то должны видеть во вступлении Армении в ТС не негатив, а позитив и, почему нет, попытаться воспользоваться этим.

Поверьте, настанет день, когда Евросоюз и Россия заключат новое базовое соглашение, которое логически приведет к созданию зоны свободной торговли между ТС и ЕС. События именно к этому и ведут, ибо современная модель мировой экономики, кажется, исчерпала себя, и не случайно такая мощная сверхдержава, как США, создает зону свободной торговли с ЕС. И это при том, что их разделяет бескрайний океан. Тот же Европейский союз начал переговоры с Японией о создании зоны свободной торговли с этой страной - точно так же не имея непосредственных границ с ней.

Сегодня в Европе назрела проблема неполноценного использования имеющихся мощностей. Из-за экономического кризиса общеевропейский платежеспособный спрос упал, и производственные мощности стран ЕС работают не в полную силу. С учетом этих наблюдений, с сожалением должен отметить, что здесь отрицательная реакция на заявление президента Армении о вступлении в ТС, скорее всего, обусловлена осознанием определенными политическими силами своего фиаско в реализации задачи - оторвать Армению от России, что было предсказуемо ввиду отсутствия каких-либо четких гарантий обеспечения безопасности Республики Армения.

Я не зря сослался на заявление Сергея Лаврова о том, что подписание соглашения об ассоциации в рамках "Восточного партнерства" не должно создать проблем для какой-либо страны к параллельному вхождению в состав Таможенного союза. Кстати, ни один европейский чиновник не отрицал, не опровергал этот тезис министра иностранных дел России. Стало быть, существует-таки платформа, позволяющая продолжить диалог с тем же Евросоюзом, искать варианты взаимных уступок, формулировки, приемлемые для стран как Евросоюза, так и Таможенного союза.

ИА REGNUM: Решение о вступлении в Таможенный союз вызвало истерическую реакцию в некоторых кругах и было расценено как капитуляция, как попытка реанимировать Советский Союз, как потеря суверенитета Армении и т.д. Насколько правомерны подобные мнения и почему в случае с ассоциированием с ЕС подобные моменты "дальновидно" умалчивались?

Вы когда-нибудь слышали, чтобы заявления министра иностранных дел Франции, Италии или любой другой страны ЕС противоречили бы заявлениям первого вице-председателя Еврокомиссии Кэтрин Эштон? Это исключено по определению, поскольку эти полномочия закреплены за Брюсселем, иными словами, часть суверенитета, часть полномочий страны -члены Евросоюза передают политическим структурам ЕС.

Точно такие же, и даже чуть более строгие требования ставятся Еврокомиссией в рамках экономического блока, в частности: устанавливаются даже размеры апельсинов - какие именно апельсины могут быть допущены на рынок ЕС. То есть часть экономического суверенитета опять же делегируется наднациональным структурам - и это странами Евросоюза воспринимается как должное. Подобные же механизмы, оговоримся, более мягкие действуют и в ТС, но по непонятным причинам это отдельными ревностными поборниками национального суверенитета, жаждущими ассоциированного соглашения Армении и ЕС, заключения соглашения о свободной и всеобъемлющей зоне торговли, воспринимается в штыки. Почему? Да потому что годами ранее госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что "пресловутый" Евразийский союз есть не что иное, как попытка реанимировать Советский Союз, и некоторые политические и гражданские круги в Армении сделали из этого заявления жупел и размахивают им во устрашение всем. А не делать этого они не могут, поскольку финансируются Западом.

Кстати, сам я к "массовым акциям протеста", инициированным разного рода общественными организациями и политическими силами отношусь достаточно спокойно, так как тем самым повышается важность сделанного президентом Армении судьбоносного политического решения. Решение, которое в очередной раз засвидетельствовало об очередном проявлении его волевых качеств. Ведь Серж Саргсян пошел на это, ясно осознавая последующую реакцию не только известных оппонентов внутри страны, но и разного рода "доброжелателей" из-за бугра, тщетно пытающихся дестабилизировать ситуацию в стране.

Наши российские, казахские и белорусские друзья должны с пониманием отнестись к тому, какую серьезнейшую ответственность взял на себя президент Армении с тем, чтобы как можно скорее воплотить в жизнь все предварительные договоренности, особенно касающиеся экономического блока. Чтобы гражданин Армении убежденно мог бы сказать: как здорово, что мы вовремя вошли в Таможенный союз. Чтобы он увидел руководителя "Роснефти" в "Наирите" за подписанием правительственного договора. Чтобы через два года мы с вами стали свидетелями начала мощного производства хлоропренового каучука и сопутствующих товаров по новым технологиям на этом гиганте армянской нефтехимии. Чтобы мы увидели: с каким размахом идет строительство автодорожной магистрали Север-Юг, как стремительно прокладывается железная дорога Ереван-Тегеран, сколь энергично ведутся работы на Армянской атомной электростанции. Это и будет лучшим ответом на все "свирепствующие" в армянских СМИ антироссийские инсинуации.

ИА REGNUM: Должно ли подобное вхождению Армении в Таможенный союз жизненно важное для страны решение приниматься единолично? Не должна ли общественность участвовать в его принятии? Как по-вашему, разве не справедливы такие вопросы?

Внешнюю политику страны осуществляет президент. Для профессиональной оценки справедливого и своевременного, на мой взгляд, решения президента Армении необходимо обладать той информацией, которой владеет глава государства. Особенно когда речь идет о безопасности страны. И не надо забывать, что Серж Саргсян одновременно является Верховным главнокомандующим Вооруженных сил Республики Армения и согласно Конституции РА - гарантом безопасности страны.