Давид Арутюнов: К растущей внутренней нестабильности Анкара может получить и внешнюю

13.07.2012

Решение Анкары о присуждении победы в конкурсе на поставку зенитно-ракетных систем большой дальности китайской компании стало отражением военно-технического и геополитического курса Турции на данном этапе.

Напомним, что 27 сентября победителем тендера на поставку в Турцию систем ПВО/ПРО в рамках программы T-LORAMIDS стал китайский производитель China Precision Machinery Export-Import Corp. (CPMIEC), предложивший Анкаре систему HQ-9 (FD-2000). Китай в тендере, стартовавшем еще в 2007 г., обошел конкурентов из США (консорциум Raytheon и Lockheed Martin, комплекс Patriot), России (Рособоронэкспорт, система С-300) и Европы (Eurosam, SAMP/T Aster 30).

Отметим, что китайская система в технологическом отношении, скорее всего, уступает американскому и российскому аналогам, тем более, что в значительной степени разработана на базе российских систем С-300, поставлявшихся в свое время Китаю.

Выбор Анкары уже вызвал отрицательную реакцию США и НАТО. Источник в оборонной промышленности Турции сообщил Today's Zaman, что Вашингтон "очень недоволен" решением Анкары. При этом источник отметил, что президент США Барак Обама дважды поднимал этот вопрос в ходе встреч с премьер-министром Турции, напоминая ему о проблемах с совместимостью, которые возникнут в случае выбора производителя из страны, не входящей в НАТО.

В свою очередь, дипломатические источники НАТО практически исключили возможность взаимодействия между системами ПВО блока, развернутыми в Турции, и китайскими комплексами. Несомненно, одной из причин раздражения Вашингтона стало и то, что победитель конкурса китайская CPMIEC в феврале 2013 г. была внесена США в санкционный список за сотрудничество с Ираном, Сирией и КНДР.

Между тем, в решении Анкары четко прослеживаются два блока мотивов - военно-экономического и геополитического порядка. В первом случае нужно выделить проблему цены предлагаемых зенитно-ракетных систем. По данным турецких СМИ, китайский комплекс стоит на $1 млрд дешевле, чем системы конкурентов ($4 млрд.). Затем очевидно, что Китай предложил гораздо более выгодные для Турции условия передачи технологий, чем конкуренты, в особенности США, известные жесткой линией в этом вопросе. Еще одним аспектом, повлиявшим на выбор Анкары, стала и возможность новых китайских инвестиций в рамках поставок ЗРС. Так, по данным источников Today's Zaman, китайское предложение предусматривало крупные инвестиции в создание технопарка в Стамбуле.

Второй блок связан с геополитическими мотивами и отражает характерное для внешней политики Турции маневрирование между различными центрами силы. До сих пор в рамках военно-технического сотрудничества Турции это маневрирование осуществлялось между США и ЕС, где ключевым партнером Анкары выступала Германия. Еще с 1970-х гг. военное сотрудничество между Берлином и Анкарой (прежде всего в сфере поставок бронетехники) служило для Турции средством подчеркнуть свою независимость от Вашингтона. Нынешнее решение Анкары по зенитно-ракетному тендеру ввело в это маневрирование новый, азиатский элемент. При этом, похоже, что в данном случае Анкара посылает сигнал не столько даже США, сколько Евросоюзу.

Весной этого года произошло серьезное охлаждение отношений между ЕС и Турцией в связи с протестами вокруг парка Гези. Были отложены переговоры по вступлению Турции в ЕС. Затем непосредственно накануне решения по тендеру ряд турецких официальных лиц выступили с пессимистическими оценками возможности членства Турции в ЕС. Так турецкий министр по делам ЕС Эгемен Багыш в статье в газете Telegraph отметил, что Турция, вероятно, никогда не вступит в Европейский Союз. В свою очередь, недавно назначенный советник премьер-министра Турции Йигит Булут призвал Анкару стремиться к лидерству на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, а также "избавиться от сценариев Европейского Союза", который, по его оценке, скоро претерпит период распада. Таким образом, решение по тендеру стало, в том числе проявлением разочарования Анкары турецкой линией ЕС.

На отношения между Западом и Турцией влияет и динамика сирийского кризиса. Характерно, что решение по тендеру было принято в условиях разочарования Анкары партнерством с США по Сирии. Ранее именно неспособность Турции в союзе с монархиями Персидского залива устранить от власти Асада и проявление в Сирии курдского фактора способствовало сближению в 2011-12 гг. Анкары и Запада. После развертывания на территории страны комплексов ПВО НАТО и американского радара системы ПРО, Анкара во многом вернулась в регионе к статусу младшего партнера Вашингтона, от которого она ранее стремилась дистанцироваться.

Однако летом 2013 г. ситуация в Сирии вновь изменилась. Отказ США от ударов по Сирии даже после провокации с химическим оружием продемонстрировал Анкаре, что Вашингтон не намерен брать на себя непосредственное выполнение задачи по свержению Асада. В новых условиях это может заставить Турцию вновь попытаться дистанцироваться от Запада и занять более реалистичную позицию по Сирии.

Примечательно, что находясь в Нью-Йорке президент Турции Абдулла Гюль заявил, что любое обсуждение конфликта в Сирии будет "нереалистично" без участия Ирана, подчеркнув в то же время озабоченность Анкары в связи с активизацией на турецко-сирийской границе радикальных группировок. Таким образом, внешняя политика Турции, похоже, вступает в еще один период маневрирования между глобальными и региональными центрами силы, и итоги ракетного тендера стали еще одним подтверждением этого. В то же время экономические и военные факторы накладывают существенные отношения на этот курс. Так, страны Евросоюза и прежде всего Германия, остаются основными торгово-экономическими партнерами Анкары, и линия на отказ от членства в ЕС уже вызывает недовольство части турецкого бизнеса. Проявлением этого стало недавнее заявление главы Ассоциации промышленников и предпринимателей Турции (TÜSİAD) Мухаррема Йылмаза, призвавшего к возвращению процесса членства в ЕС в число приоритетов внешней политики Анкары.