The Economist: Возможна скорая эскалация нагорно-карабахского конфликта

14.10.2012

В очередном номере влиятельного англоязычного издания The Economist опубликована статья, посвященная проблеме Нагорного Карабаха. Автор, описывая ситуацию, отмечает, что в регионе ведется гонка вооружений между Арменией и Азербайджаном, а внешним силам под силу лишь предотвратить эскалацию нагорно-карабахского конфликта, но не решить его. The Economist также прогнозирует, что в ближайшее время на фоне президентских выборов в Азербайджане возможно возобновление боевого противостояния в регионе. Ниже представляем текст статьи с незначительными сокращениями:

"Прошло 25 лет с момента начала конфликта между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Карабаха - населенной преимущественно армянами области Азербайджана, и 19 лет с момента шаткой договоренности о прекращении огня. Большая часть стран относится к этому "замороженному" конфликту как к не заслуживающему особого внимания. Однако в ходе недавнего брифинга Международной кризисной группы (МКГ) стало ясно, что ситуация гораздо более изменчива и непредсказуема, нежели можно предположить.

Перестрелки между сторонами не прекращаются, сообщения о сотнях, тысячах нарушений режима прекращения огня приходят почти каждый месяц. Ежегодно десятки людей гибнут или получают ранения. В течение многих лет Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) под председательством Франции, России и США пытается разрешить конфликт, однако в 2011 году переговоры зашли в тупик, а столкновения вышли за пределы Нагорного Карабаха.

Гонка вооружений между двумя сторонами продолжается. Оборонный бюджет богатого нефтью Азербайджана на 2013 год составляет $3,7 млрд., - почти на один миллиард больше, чем весь государственный бюджет Армении. Армения, в свою очередь, увеличила в этом году расходы на оборону до $450 - на 25%. Со смещением военного баланса в сторону Баку сменилась и риторика обеих стран. Азербайджанцы все больше говорят о военном решении конфликта, армяне - о превентивном ударе (стоит отметить, что на официальном уровне в Армении практически не разу не озвучивалась такая стратегия - "превентивного удара", скорее речь идет о возможности нанесения непоправимого ущерба в ответ на агрессию - ред.).

Провокации заходят еще дальше. Чуть более года назад Азербайджан добился экстрадиции из Венгрии офицера Рамиля Сафарова, который отбывал там двадцатилетний тюремный срок за убийство армянского солдата во время прохождения языковых курсов в рамках программы НАТО "Партнерство во имя мира". Тем не менее, задолго до окончания срока, который Сафаров должен был отбыть в азербайджанской тюрьме, сразу же по прибытии в Баку он был освобожден из-под стражи, повышен в звании и провозглашен героем. Возмущенная такими действиями Армения разорвала дипломатические отношения с Венгрией.

Армяне же, со своей стороны, все чаще называют оккупированные ими азербайджанские территории, прилегающие к Нагорному Карабаху, "освобожденными". В столице Армении Ереване заявили об открытии заново отремонтированного в Степанакерте (столице Нагорного Карабаха) аэропорта и возобновлении полетов, утверждая, что это делается для улучшения жизни жителей региона. Баку в ответ пригрозил сбивать самолеты.

Обе стороны могут испытывать внутреннее политическое давление в течение ближайших нескольких месяцев. Недовольство экономическим положением и непрекращающиеся жалобы по поводу результатов президентских выборов в феврале 2013 года привели к призывам политических протестов в Армении. И хотя переизбрание Ильхама Алиева на пост президента Азербайджана 9 октября текущего года практически предрешено, нельзя исключать возникновение беспорядков. МКГ предупреждает, что в результате такого давления ситуация может усугубиться и привести к военной эскалации (карабахского) конфликта.

Силы извне могут сделать лишь одно - предотвратить военную эскалацию, что уже само по себе будет огромным достижением, особенно, если принять во внимание возможный кошмарный сценарий развития событий с привлечением таких региональных держав как Иран, Россия и Турция. Однако усилия Минской группы явно не приводят к результатам, и продолжение профилактики, не говоря уже о разрешении конфликта, абсолютно не гарантировано.