"Наконец-то американцы пришли": обзор СМИ Румынии

19.07.2012

ПРО США в Румынии: "28 октября останется днём, когда США бесповоротно решили инвестировать в безопасность Румынии". Геополитика: "Украина и Молдавия не могут "стряхнуть" влияние России, не являясь энергетически независимыми".

ПРО США в Румынии: "28 октября останется днём, когда США бесповоротно решили инвестировать в безопасность Румынии"

В понедельник, 28 октября, президент Траян Бэсеску вместе с высокопоставленными представителями Пентагона и НАТО официально дали старт работам по размещению американского противоракетного щита в Девеселу, пишет Hotnews. Скромная церемония в деревеньке уезда Олт, проигнорированная большей частью СМИ, в действительности является историческим событием для Румынии: 28 октября останется днём, когда США бесповоротно решили инвестировать в безопасность Румынии. Несмотря на колебания администрации США, сомнения наших европейских партнеров и "тиканье" экономического кризиса. Несмотря на колебания и некоторые изменения в программе ПРО, несмотря на давление со стороны республиканцев или Российской Федерации - администрация США продолжила инвестировать в проект защиты европейских партнеров по НАТО.

Какова же символика вышеописанного события? - продолжает Hotnews. Наконец-то американцы пришли. Ожидаемые в течение 50 лет нашими дедами, американцы, наконец, имеют военную базу в Румынии. Как говорит госсекретарь МИД Румынии Богдан Ауреску, "непрерывное, постоянное присутствие США в Румынии демонстрирует, что мы являемся предсказуемым государством и в долгосрочной перспективе будем относиться к сообществу демократических ценностей - в этом отношении не имеется никаких сомнений, и это, пожалуй, является наиболее важным итогом этого дня". Военное присутствие США в Румынии является главным признаком доверия к стратегическому выбору Румынии и будет действовать в качестве постоянного напоминания местным политикам.

К счастью, Россия на этот раз не дала о себе знать своими традиционными обвинениями в адрес американского щита, пишет Hotnews. Возможно, ввиду своей занятости в направлении сталкивания Украины и Молдавии с европейского курса? А может, Россия слишком занята энергетической контрреволюцией или капитализацией Сноуден-эффекта? Может быть, она довольствуется тем, что немного взяла верх над США в сирийском вопросе? Мы еще не знаем, чем объясняется молчание России, но на это стоит обратить внимание.

Церемония в Девеселу представляет собой частицу политического наследия Траяна Бэсеску, продолжает Hotnews. Вектор его президентства, начавшийся с того, что казалось нелепостью - самопровозглашенной оси Бухарест-Лондон-Вашингтон - близится к завершению, и зимой 2014 года оказался увенчан невообразимым достижением: американской базой на румынской земле. "Меня охватывает чувство выполненного долга", - сказал Траян Бэсеску в конце своего выступления на церемонии.

Обратило на себя внимание отсутствие премьер-министра Виктора Понты на церемонии, пишет Hotnews. Конечно, на то имеются причины (форум Дунайской стратегии, состоявшийся в тот же день), однако, в ходе недавней встречи с Джо Байденом он должен был понять, что Девеселу является важным проектом для администрации Обамы. Но премьер Понта даже не встретился с прибывшим в Румынию для участия в церемонии заместителем министра обороны США Джеймсом Миллером. Вместо него это сделали Траян Бэсеску и министр обороны Мирча Душа. Ни премьер Виктор Понта, ни глава Сената Крин Антонеску не выступили хотя бы с публичным заявлением, приветствием данного события, хотя их политический опыт, ну или их советники, должны были им подсказать, что речь идёт об историческом моменте для Румынии. Ситуацию частично спас своим присутствием в Девеселу министр обороны Мирча Душа.

Проект противоракетного щита также указывает на то, что Румыния может стать региональным лидером, продолжает Hotnews. В церемонии приняли участие гости из Польши и Турции - двух других стран-участниц проекта ПРО, то есть Румыния может служить связующим звеном сходящихся интересов в регионе. Следует также отметить и поприветствовать возрастающую роль, котрую Румыния берёт на себя в рамках европейской Дунайской стратегии.

Ну, и последнее замечание касается некоторых средств массовой информации, пишет Hotnews. Это крупное событие не было удостоено внимания слишком многих телевизионных каналов, чтобы это могло считаться совпадением. У нас налицо какая-то коллективная проблема, если даже решающие для национальной безопасности проекты бойкотируются СМИ, и уже не важно, по какой причине.

Геополитика: "Украина и Молдавия не могут "стряхнуть" влияние России, не являясь энергетически независимыми"

Россия предприняла стратегический шаг в ходе переговоров о подписании Соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной, пишет Evenimentul Regional. Киев находится на пути к подписанию этого документа, который выведет Украину с московской орбиты. Война пока что ограничивается экономическими аспектами, но цели ее - геостратегические. ЕС совместно с Соединенными Штатами пытается передвинуть на Восток "санитарный кордон" - зону буферных государств, благоприятствующих Западу и противопоставленных России. С другой стороны Россия пытается удержать под контролем бывшие колонии.

Киевские власти выбрали Запад, несмотря на то, что у власти находится большинство, руководимое Виктором Януковичем, который перед выборами симпатизировал России, продолжает Evenimentul Regional. На практике же Украина выбрала западное направление. Ответ России в экономическом плане последовал незамедлительно. Больнее всего оказалась пощечина, связанная с блокированием украинского экспорта металлургической промышленности в Россию. Молдавию наказали, заблокировав поставки вин - главный экспортный продукт страны. Для обладающего высокими экономическими показателями ЕС не сложно сгладить эти экономические потрясения. И в Брюсселе ищут выходы, чтобы экспортная продукция Украины и Молдавии вышла на рынок 27 стран-членов ЕС.

Но настоящий удар ожидается с той стороны, с которой ЕС не сможет отреагировать, пишет Evenimentul Regional. Украина полностью зависит от российского газа. Россия может и вовсе оставить Украину без газа в зимнее время. А Запад не может восполнить по приемлемым ценам эту утрату. Украина не может "стряхнуть" влияние России, не являясь энергетически независимой. На строительство же атомной электростанции уйдут десятилетия, не говоря уже о проблемах инфраструктуры. В этом контексте Россия делает шокирующее заявление: южная магистраль, которая пойдет в обход Украины и Румынии, будет введена в эксплуатацию в 2016 году. С экономической точки зрения ЕС не потеряет ничего: большие итальянские, французские и немецкие компании являются акционерами южной магистрали. Стратегически же европейцы могут потерять Украину и Молдавию. А США упустят историческую возможность выдавить сферу влияния России за Днепр.

В этом плане ставки касаемо эксплуатации газа в ЕС растут, продолжает Evenimentul Regional. Унгенский газопровод финансируется европейцами и является приоритетом для Брюсселя, поскольку он призван оставить Россию без ограничителей для Молдавии (Имеется в виду газопровод Яссы-Унгены, строительство которого было официально запущено 27 августа 2013 года. Завершение работ было запланировано на конец декабря, однако прибывший на предполагаемую строительную площадку 20 сентября президент Траян Бэсеску констатировал, что работы до сих пор не начались и едва ли могут быть завершены раньше весны 2014 года. Молдавия рассчитывает на "диверсификацию поставок газа" за счет объединения своей газотранспортной системы с румынской. В то же время в настоящее время Румыния сама не покрывает свои потребности в газе из собственных источников и импортирует из России от 22% до 42% от объема потребляемого ею газа. Найденные на отсуженном в 2009 году Румынией у Украины черноморском шельфе потенциальные залежи газа в данный момент исследуются на предмет рентабельности их добычи, которая в случае успешного завершения этого процесса может начаться только к концу десятилетия. Кроме того, для завершения взаимоподключения газотранспортных сетей Молдавии и Румынии молдавской стороне также будет необходимо построить компрессионные станции и еще один газопровод Унгены - Кишинев. Затраты на эти проекты примерно в 10 раз превышают стоимость газопровода Яссы-Унгены, при том, что молдавская сторона не сумела изыскать денег на покрытие строительства даже своего участка этого газопровода, обратившись за помощью к Румынии и европейским фондам. Тем не менее, власти Молдавии уже поспешили объявить начало строительства газопровода Яссы-Унгены "декларацией об энергетической независимости Республики Молдова" от России - прим. ИА REGNUM).

Под вопросом остается эксплуатация сланцевого газа, пишет Evenimentul Regional. Если Польша и Румыния успеют воспользоваться запасами сланцевого газа, то необходимое той же Украине количества газа будет доступно на европейском рынке в короткие сроки. Американские компании уже объявили, что хотят эксплуатировать залежи сланцевого газа в Польше и Румынии. Но кампания против добычи сланцевого газа идет такая же, как в 80-е гг., когда Советский Союз вел вместе с "Гринписом" борьбу против западной ядерной кампании.

Как ожидается, к 2016 году по "Южному потоку", который связывает Россию, Болгарию, Венгрию, проходя также через Италию и Австрию, пойдет первый газ, продолжает Evenimentul Regional. Это будет означать прекращение транзита российского газа через Украину, Молдавию, Румынию. Между тем, в том же году могут быть закончены исследования, которые ознаменуют начало эксплуатации сланцевого газа в Румынии и Польше, подводит итог издание.

Нынешний турбулентный год для Республики Молдова может иметь удачное завершение на саммите "Восточного партнерства" в Вильнюсе 28-29 ноября, пишет Contributors. Парафирование Соглашения об ассоциации с Европейским союзом, ожидаемое на этом мероприятии, станет большим успехом для Кишинева. Тем не менее, в условиях отсутствия быстрых результатов с ощутимым положительным эффектом на жизнь 3,6 миллионов молдавских граждан уже в 2014 году существует риск возврата к власти в соседнем государстве коммунистов, что эквивалентно замораживанию европейского курса.

В распоряжении Бухареста и Брюсселя есть год для содействия ускорению темпов реформ в Молдавии и демонстрации глубоко расколотому обществу причин того, почему сближение с Западом гораздо предпочтительней песням сирен о Евразийском союзе Путина, продолжает Contributors. В долгосрочной перспективе, главная задача политики Румынии в отношении Республики Молдова - это сдвиг Кишинева с траектории, предложенной "Восточным партнерством" (благоприятной, но не предполагающей вступления в ЕС) на путь, который откроет перспективу членства на одном уровне с Западными Балканами. Стратегия для решения этих задач должна быть подготовлена заранее, не дожидаясь результатов саммита в Вильнюсе, на котором, впрочем, все мы желаем успехов Кишиневу.

Более того, ЕС во главе с Румынией должен срочно ввести в действие комплекс мер в помощь правительству Лянкэ, чтобы показать гражданам Республики Молдова, что европейская интеграция приносит процветание и хорошее управление, пишет Contributors. Помимо политических речей и технических переговоров, существуют меры, использовав которые Брюссель может принести реальные изменения в жизни граждан Республики Молдова. Первая из них - ускорение переговоров по либерализации визового режима. Отмена виз для Молдавии до выборов 2014 года станет мощной поддержкой действующей коалиции и выражением воли ЕС бороться за сохранение Молдавии на своей орбите. Также вступление в силу Договора об углубленной свободной торговле должно принести плоды как можно скорее. Согласно некоторым исследованиям, открытие рынка ЕС для молдавских товаров приведет к 16-процентному увеличению экспорта в страны Запада, что в свою очередь приведёт к 5-процентному дополнительному росту экономики, а также к ослаблению торгового шантажа со стороны Москвы. Параллельно Брюссель должен сосредоточиться на сотрудничестве с Молдавией с целью повышения институционального потенциала государства и снижения уровня коррупции. Румыния может этому способствовать, принимая участие в совместных программах по борьбе с коррупцией.

Кроме этого, Бухарест обладает другими инструментами, которыми может поддержать РМ в краткосрочной перспективе, продолжает Contributors. Первым из них является использование 100 миллионов евро, обещанных президентом Бэсеску (еще в 2010 году - прим. ИА REGNUM) на программы, направленные на модернизацию инфраструктуры соседнего государства. Использование этих средств на строительство дорог, водоснабжения, канализации, электрификацию, подключение деревень к газовой сети имеет под собой прагматическое основание, и это окажет ощутимое воздействие на население. Такая программа должна стать приоритетом для правительства Бухареста. Также программа стипендий молдавским студентам может быть удвоена (в текущем году в Молдавии "освоили" лишь половину из выделенных Румынией 5500 бесплатных стипендий на обучение - прим. ИА REGNUM). Бухарест может открыть в Кишиневе элитный университет, привлекая лучших румынских профессоров и содействуя налаживанию партнерских связей с крупными заведениями Европейского союза.

Не в последнюю очередь, Румыния, в качестве государства-члена Европейского союза, обладает рядом финансовых инструментов, которые могут быть использованы для поддержки Республики Молдова, пишет Contributors. Уже существующие программы трансграничного сотрудничества можно расширить за счет использования новых линий финансирования с целью развития инфраструктурных связей с Республикой Молдова. Например, шоссе Унгены - Яссы - Тыргу-Муреш - проект, небрежно выброшенный в корзину правящей элитой Бухареста, больше занятой собственными мелкими интересами, может приобрести новый стратегический смысл, учитывая необходимость создания современных и коротких связей между европейским пространством и Республикой Молдова.

Помимо краткосрочной перспективы, однако, Румыния должна продумать стратегию помощи Кишиневу в том, чтобы перейти от стадии приближения к нормам ЕС к вступлению в ЕС, продолжает Contributors. В настоящее время, в качестве члена "Восточного партнерства", Молдавия не имеет перспектив вступления в Европейский союз. Иными словами, этот формат был создан специально, чтобы предложить альтернативу для тех соседних государств, которые Брюссель не намерен принимать в клуб 28 государств-членов. Официальная позиция Румынии такова, что Молдавия должна получить перспективу вступления в ЕС на одном уровне со странами Западных Балкан. Однако, прямая, по которой необходимо следовать для достижения этой парадигмы, похоже, не совсем ясна властям Бухареста. В кратчайшие сроки этот путь должен быть определён, и все действия Румынии в отношении Республики Молдова следует подчинять стратегии преобразования РМ в страну-кандидата на членство в ЕС.

Хотя, в ближайшие недели общественные дебаты касательно Республики Молдова будут находиться под влиянием приближающегося саммита в Вильнюсе, Румыния должна быть готова выйти за рамки этой вехи, пишет Contributors. Чистый анализ показывает, что, независимо от успеха этого момента, Кишинев рискует возвращением к власти коммунистов подорвать усилия, направленные на отрыв от постсоветской буферной зоны и получение "европейских крыльев". Чтобы предотвратить такой исход, мы должны быть готовы действовать быстро - в сотрудничестве с проевропейскими силами Молдавии и партнерами по ЕС - чтобы ускорить реформы и улучшить положение граждан Республики Молдова. Наши действия как государства должны быть направлены, во-первых, на трансформацию процесса интеграции во вступление. А для этого мы должны перейти от дискурсов и официальных визитов к стратегическим и прагматическим действиям, направленным на укрепление проевропейских устремлений общества в соседнем государстве, подводит итог издание.

Республика Молдова вступила на путь европейской интеграции, который считается тернистым и долгим, пишет Adevarul. Румынии понадобилось для этого около 16 лет, и это при наличии природных и человеческих ресурсов. Европейская интеграция собственными усилиями может занять 15-20 лет - это время, необходимое для созревания и демократизации общества, однако, молдавская молодёжь не может так долго ждать. За Прутом жители потеряли надежду, и объединение с Румынией рассматривается молодежью как нечто более реальное, нежели европейская интеграция в качестве независимого государства. Нет доверия к политическому классу, что вполне естественно, учитывая широко распространённое явление коррупции - намного сильнее, чем в Румынии.

Если молдаванам показывают столь отдалённую перспективу, то скоро мы будем говорить о Республике Молдова без молдаван, продолжает Adevarul. Опасность миграции трудовых ресурсов весьма высока. Более 1,5 млн. молдаван уже покинули за последние 20 лет второе румынское государство. Ситуация довольно драматична, поскольку всего примерно 2,5 миллиона ещё проживают на этой территории, хотя зачастую в официальных подсчётах ещё указываются те, кто давно уехал.

ЕС должен предоставить реальную возможность интеграции второго румынского государства, пишет Adevarul. И, возможно, единственная перспектива - объединение с Румынией. Возможно, именно такой сигнал шлёт Брюссель? Может Республика Молдова и румыны за Прутом имеют реальный шанс хоть завтра снять границу по Пруту. Случай Республики Молдова является уникальным на европейском уровне, ни одна из стран-кандидатов или уже действующих членов ЕС не имели такого шанса. Фактически, в этой ситуации именно Республика Молдова должна сказать "да", а не Европа. Политический месседж, поступивший из Бухареста, был вполне понятен политическим кругам Кишинёва: "Просите, и получите" (высказывание принадлежит президенту Румынии Траяну Бэсеску и было сделано в ходе визита в Кишинев в ответ на вопрос о возможности объединения Молдавии с Румынией - прим. ИА REGNUM).

Справка ИА REGNUM: Бессарабия, большая часть которой составляет территорию современной Республики Молдова в ее фактических границах, т.е. без Приднестровья, а южная часть входит в Одесскую область современной Украины, в X-XI вв. входила в состав Древнерусского государства, в XII-XIII вв. - Галицко-Волынского княжества, составила часть образованного в середине XIV века Молдавского княжества. В 1812 году пребывавшая со второй половины XVI века под османским игом Бессарабия была освобождена российскими войсками, и по Бухарестскому мирному договору, заключенному между Россией и Турцией, вошла в состав Российской империи. Государство Румыния (основу которого составили объединившиеся княжества Валахия и Молдавия без Бессарабии) появилось по решению Берлинского конгресса в 1878 году. В декабре 1917 года Румыния оккупировала никогда не принадлежавшую ей Бессарабию. В 1940 году СССР вернул Бессарабию, в результате присоединения которой к Приднестровью была образована Молдавская ССР. В то же время румыноунионисты вслед за официальным Бухарестом считают 1812 и 1940 годы соответственно первой и второй "русско-советскими оккупациями". В 1941-1944 гг. румынская армия принимала участие во Второй мировой войне на стороне "Третьего Рейха" и представляла собой крупнейший союзный контингент из числа стран-сателлитов Германии (267.727 человек). На оккупированных Румынией территориях Молдавии, Приднестровья и Украины в период с 1941 по 1944 гг. румынскими фашистами было уничтожено по разным данным от 380.000 до 600.000 евреев. Точных данных по общим потерям СССР в результате румынской оккупации до сих пор нет. Наступление Красной Армии в августе 1944 вызвало в Румынии переворот - румынский король Михай I сверг фашистского диктатора Иона Антонеску - и переход на сторону антигитлеровской коалиции 25 августа 1944 года.