Вениамин Попов: Разлад между Западом и исламским миром приобретает новые очертания

09.12.2012
Директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО(У) МИД РФ Вениамин Попов. Иллюстрация: i-r-p.ru

В последнее время, на фоне стремительной динамики вызванных "арабской весной" событий, на поверхность поднимаются и все более четко проявляются ранее приглушенные разногласия между Западом и исламским миром. Они охватывают разные сферы политики, экономики, морали, этики, вероисповедания. Население арабских государств, как в целом и многих стран Востока, осознанно и даже на уровне подсознания, инстинктивно, в силу особенностей собственных традиций, образа мышления, исторически сложившейся шкалы ценностей не может принять многие существующие на Западе нормы морали, манеры поведения, общения, жизненных установок, понятия, которые к тому же навязчиво пропагандируются как безусловно и единственно правильные (это роль семьи, отношения между полами, вседозволенность, свободный доступ к наркотикам и алкоголю, распространение порнографии и т.п.). Данное неприятие усиливается и становится все более очевидным в последнее время в связи с растущим в мусульманском мире недовольством политикой и практическими акциями западных держав. С полным основанием можно сказать, что общим местом стала критика курса США, в частности, на Ближнем Востоке.

Например, даже самые близкие в этом регионе союзники американцев - саудовцы были до такой степени раздосадованы позицией Вашингтона, что отказались от места непостоянного члена Совета Безопасности ООН, а саудовские СМИ выступили - для многих неожиданно - с беспрецедентно резкой, гневной, обличительной риторикой в отношении действий Белого дома. Так, выходящая в Эр-Рияде газета "Араб ньюс" 7 ноября с.г. позволила себе в адрес Америки весьма нелицеприятные выражения и назвала президента Барака Обаму "бумажным тигром". При этом автор статьи - он известный в стране политолог - прямо сделал вывод, что американцы долго будут "сожалеть о своей неверной политике, которая привела к усилению роли и влияния России на Ближнем Востоке".

Не отстают в резкости формулировок от саудовских и египетские газеты, что впрочем объяснимо: США сократили помощь новым египетским властям, в Каире много говорят об "ошибочности американской линии" на Ближнем Востоке; недовольство и упреки выплескиваются на страницы прессы и экраны телевидения.

В Пакистане набирает обороты кампания массовых протестов и возмущений в отношении США. Власти открыто говорят, что применение беспилотников в воздушном пространстве страны является прямым нарушением суверенитета Пакистана. Американцы же утверждают, что они предназначены для уничтожения лиц, причастных к террористической деятельности. Однако факты свидетельствуют о том, что в результате погибают десятки, если не сотни ни в чем не повинных граждан.

Даже такой лояльный союзник Америки, как президент Афганистана Хамид Карзай, обрушился с резкой критикой на НАТО, обвинив его командование в том, что за десять лет Запад так и не сумел обеспечить стране стабильность. "Вся операция НАТО не принесла никаких результатов в плане безопасности, - заявил Карзай в выступлении 7 октября этого года - а обернулась для Афганистана огромными страданиями, потерей многих жизней".

А вот что писала бейрутская газета "Дейли стар" 4 ноября с.г: "Многие страны региона испытывают растущее раздражение от американских невыполненных обещаний и заботы только о собственных интересах. Особое разочарование они испытывают в отношении президента, который далеко ушел от идей, изложенных в его речи в Каирском университете в 2009 году".

Возмущение арабов вызывает тот факт, что Соединенные Штаты продолжают поддерживать Израиль, который в нарушение многочисленных резолюций ООН и в целом общепризнанных норм международного права упорно расширяет строительство поселений на Западном берегу реки Иордан и в Иерусалиме. Это создает препятствия для продвижения переговоров по мирному урегулированию израильско-палестинского конфликта; ответственность за отсутствие на них прогресса в арабских столицах прямо возлагают на Вашингтон и Тель-Авив. Между тем, весь исламский мир (и это зафиксировано во многих документах) считает решение палестинской проблемы важнейшей своей задачей. Примечательно, что Генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества профессор Экмеледдин Ихсаноглу заявил на днях, что на предстоящей сессии министров иностранных дел этой организации в Конакри (Гвинея) в середине декабря будет рассмотрена рекомендация для всех стран-членов разорвать дипломатические отношения с теми государствами, которые признают израильскую аннексию Иерусалима и имеют там свои посольства ("Араб ньюс" 7 ноября 2013 г.).

В столицах многих мусульманских государств все четче стал звучать тезис о том, что курс Запада фактически направлен на передел политической карты Ближнего и Среднего Востока. В качестве иллюстрации этого положения приводятся статьи известного обозревателя Томаса Фридмана, который не раз упоминал о возможности такого варианта развития событий. А в последнее время особое внимание привлекла статья ветерана ближневосточной журналистики Робин Райт в газете "Нью-Йорк таймс" от 28 сентября с.г. В ней содержится своего рода пророчество о вероятности раздела пяти арабских государств на четырнадцать более мелких образований. Старая логика: "Разделяй и властвуй!", видимо, все еще остается в умах тех, кто принимает решения в натовских столицах.

На этом фоне весьма контрастно выделяется позиция Российской Федерации. Многие средства массовой информации мусульманских стран широко освещали встречу президента России с муфтиями духовных управлений в Уфе 22 октября с.г., на которой В.В. Путин твердо заявил, что "наша страна не заинтересована в расколе, либо в перекройке исламского мира". Как позже отмечал министр иностранных дел Сергей Лавров: "Мы будем и впредь выступать за укрепление коллективной основы действий международного сообщества в интересах обеспечения стабильности и безопасности в современном мире".

Ныне обстановка в мире под воздействием цивилизационных разломов стала столь уязвимой и чреватой масштабными потрясениями, что все, кто имеет возможность влиять на происходящее, должны действовать максимально взвешенно, не пытаясь навязывать собственные ценности и представления, а относиться с уважением к другим цивилизациям, к истории других народов, к их праву самостоятельно определять свою судьбу.