Турция переходит к имперской модели мышления - интервью с Евгением Бахревским

28.11.2012
Эксперт Российского института стратегических исследований Евгений Бахревский

Как изменилась Турция за 90 лет существования республики? В эпоху "холодной войны" Турция являлась проводником интересов Запада в регионе. После развала СССР и исчезновения "железного занавеса" Турция начала пересматривать свою роль в регионе Ближнего Востока и Закавказья и постепенно выступать с позиций независимого игрока. Участвующий в конференции в Ереване, посвященной 90-летию Турецкой Республики, специалист по Турции, эксперт Российского института стратегических исследований Евгений Бахревский считает, что во внутренней политике Турции происходят тектонические сдвиги, что обязательно повлияет и на ее внешнюю политику. О том, какие новые идеологические направления появляются в верхушке власти Турции, как она пытается их реализовать во внутренней и внешней политике в интервью ИА REGNUM рассказал Евгений Бахревский.

ИА REGNUM: Во время конференции вы говорили об идеологических направлениях политики современной Турции. С вашей стороны было отмечено, что во внешней и внутренней политике Турции происходят масштабные идеологические сдвиги. О каких изменениях в частности идет речь, и как они могут влиять на внешнюю и внутреннюю политику страны на практике?

В плане внешней политики руководство Турции придерживается идеологии неоосманизма, хотя на официальном уровне наличие такой идеологической подпитки отрицается. Несмотря на это, во внешней политике пока мы видим провалы. Политика "Ноль проблем с соседями" сталкивается с препятствиями в реализации как в направлении Армении, Сирии так и Египта. Кемализм отходит на второй план, на поверхность выходит имперская идеологическая модель. В этом плане внутри Турции происходят тектонические сдвиги. Турецкое руководство подобно имперской модели управления начинает постепенно признавать проживающие в стране национальные меньшинства, показывать, что учитывает их права, восстанавливает христианские храмы, историко-культурные памятники и пр. В целом Турция подходит к очень опасной грани, поскольку она отказывается от всего того, что было унаследовано от кемализма. Дальнейшие действия покрыты мраком неизвестности. Если все это сработает, Турция действительно очень сильно усилится во всем регионе, что качественно изменит масштабы ее влияния. Однако если что-то не получится в новом проекте, это может привести к краху государственности. Они сейчас признают национальности - греков, армян, черкесов и пр. Руководство Турции уже не твердит о том, что все граждане Турции - турки. Идет коренное изменение этнической политики. Отменяется придуманная Ататюрком ежедневная клятва детей в школах - "мы гордимся тем, что мы турки". Это крайне символический знак. Переименование некоторых городов, присвоение им старых курдских названий, тоже символический шаг. Другое дело, что эти шаги не могут закончиться так просто, за ними должны последовать следующие.

ИА REGNUM: По вашему мнению, почему Турция идет на подобные шаги? Это же путь к порождению националистических настроений в этнической мозаике Турции, где по большому счету этническая идентичность превалирует над гражданской.

Нынешняя Турция желает таким образом показать, что не боится этих вопросов. Раньше она боялась сепаратизма и национализма. Собственно современная Турция была основана после развала Османской Империи. Империя развалилась по национальному принципу. Развалилась, конечно, не без помощи извне, активно сработал сращенный с Британией арабский национализм и пр. Имперская модель османизма (что представители всех национальностей, прежде всего, являются османами) не сработала, и на ее замену пришел панисламизм. Он тоже не сработал, поскольку, несмотря на поддержку афганских или индийских (на тот момент) мусульман, Турция получала удар в спину от арабов, которые, конечно, мусульмане, но совершенно не собирались жить с турками в одном государстве. В этом плане формирование новой имперской идеологии в Турции сейчас достаточно интересно.

ИА REGNUM: Внешняя политика страны часто определяется рядом факторов внутренней политики. В этом плане, какое воздействие оставит на внешнюю политику Турции в регионе радикальное изменение внутренней политики по отношению к этническим меньшинствам?

Во внешней политике пока можно говорить о сплошных неудачах Турции. Они начали позиционировать себя в качестве силы, вносящей мир и спокойствие во весь регион, являющейся посредником в сложных региональных вопросах. Было также несколько случаев, когда на Балканах сербы согласились поддерживать какие-то контакты с мусульманами посредством Турции. Ту же самую роль они собирались играть во всем регионе от арабского мира до Кавказа. Именно поэтому премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган активно работал на арабский мир в деле посредничества по палестинскому вопросу. Однако начались революционные процессы в арабском мире, и планы Турции провалились. В той же Ливии Анкара попыталась стать посредником и вести переговоры с Каддафи и его соперниками, однако Запад быстро перешел на жесткий военный сценарий. Кстати, Каддафи считал себя потомком Османа, и, стало быть, он тоже был готов работать по этому сценарию, но ничего не получилось. Турция попробовала "свои силы" в Египте. После того как она рассорилась с Израилем из-за инцидента с "Мави Мармара", популярность Эрдогана в Египте зашкаливала. Он там был просто фигурой номер один. После всей этой перипетии с "Братьями мусульманами" и свержения Мухаммеда Мурси, Турция оказалась в изоляции в египетском вопросе. Поддерживающая Мурси Анкара оказалась одна против всего мира.

ИА REGNUM: А что насчет Сирии?

Сирия - самая большая проблема Турции. Турция вела переговоры как с Башаром Асадом, так и с его противниками, и пыталась установить какой-то баланс, но контакты на высшем уровне очень резко оборвались. По моему мнению, что то личное произошло между руководством Сирии и турецкими властями. Заявление Эрдогана о том, что Сирия не заграница, и проблемы Сирии - внутренние проблемы Турции, свидетельствуют о посягательстве на суверенитет государства. Видимо, на очередных переговорах состоялся жёсткий разговор. В результате Турция отказалась от посреднической деятельности, начала активно выступать против Асада. Затем оказалось, что это ни к чему не приводит и у них ничего не получается.

ИА REGNUM: Одной из важных направлений внешней политики Турции является Закавказье. Здесь располагается союзник Турции Азербайджан, стороны руководствуются принципом "один народ два государства". У Турции достаточно близкие отношения с Грузией, по территории которой осуществляются коммуникационные проекты, соединяющие Азербайджан с Турцией. С Арменией была предпринята попытка урегулировать отношения, но Турция отложила вопрос в долгий ящик. Кроме того в регионе переплетаются интересы Запада и России. Какие новые очертания может обрести политика Турции по отношению к Закавказью в целом?

Процессы внутри Турции повлияют и на закавказский вектор ее внешней политики. У Турции есть все возможности для продвижения своей политики в Закавказье. Анкара продолжит заниматься регионом Закавказья. Более того, интересы Турции в регионе по многим аспектам не совпадают с теми же интересами Запада. Турция пытается продвигать здесь собственные проекты и интересы, как независимая региональная держава. В соседних странах она пытается вести собственную политику, что было продемонстрировано во время иракской кампании. Анкара отказала НАТО в использовании своей территории для высадки американских войск в Ирак. Это было потрясением для США. Для самой Турции это было ключевым и ответственным моментом. Турция будет активно работать в направлении Грузии и Азербайджана.