Виген Акопян: Почему "Восточное партнерство" с ЕС родило угрозы для безопасности Армении и Украины

23.12.2012
Главный редактор ИА REGNUM Виген Акопян. Иллюстрация: ИА REGNUM

Программа "Восточное партнерство" (ВП) Европейского союза, в которой участвуют Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия и Украина, широко освещается агентством REGNUM с момента запуска. В преддверии саммита ВП в Вильнюсе произошли значительные события. В частности, Армения отказалась от планов парафирования соглашения об Ассоциации с ЕС, изъявив готовность присоединиться к конкурирующему объединению - Таможенном союзу России, Казахстана и Белоруссии. Продолжается бурная дискуссия относительно интеграционного вектора Украины. Правительство этой страны 21 ноября, то есть за неделю до саммита, заявило о приостановке процесса подготовки к подписанию соглашения об Ассоциации и созданию Зоны свободной торговли с ЕС. Главный редактор ИА REGNUM Виген Акопян ответил на вопросы украинской редакции агентства относительно предстоящего вильнюсского саммита "Восточного партнерства" и перспектив этой европейской программы в целом.

Решение правительства Украины о приостановке процесса евроинтеграции публично зрело в течение последних двух недель. Какой фактор, на ваш взгляд, стал решающим при окончательном выборе?

Никакого окончательного выбора не было. Выбора у Киева вообще никакого не было. Поэтому он и не сделан. То, что мы наблюдаем, это очередная острая фаза борьбы за влияние на Украину между Россией, США и ЕС. Польша - один из инициаторов "Восточного партнерства", непосредственный сосед и естественный конкурент Украины - проявляет в этой борьбе особую активность и заинтересованность. Все было обставлено так, чтобы договор об Ассоциации с ЕС был подписан Киевом под занавес председательства Варшавы в Совете Евросоюза. Заинтересованность США в том, чтобы Киев подписал Ассоциацию с Евросоюзом также очевидна и не скрывается американцами. Не допустить и всячески препятствовать глубокой интеграции России с соседними странами - публично декларированный Хиллари Клинтон приоритет внешней политики США.

Многолетняя борьба за Украину зашла настолько далеко, что украинская власть выглядит попросту обескураженной, не может дать толковое объяснение своим действиям, опровергает собственные заявления и оценки. Давление с двух сторон на Януковича будет только нарастать. В случае окончательного срыва подписания соглашения с ЕС, для украинского президента существует риск быть изолированным (в западном понимании), как Лукашенко. И фактор Тимошенко для этого будет использован в полной мере.

Чем в итоге завершится борьба за Украину, сказать никто не может. Дистанцироваться от процесса новой поляризации мира Украина не может. Кризис подгоняет украинские элиты ближе к источникам спекулятивных финансов, а специфическое общественно-политическое и экономическое устройство страны не позволяют делать резкие движения, не ставя под удар внутриполитическую стабильность. Украинская элита сама по себе может интегрироваться куда угодно, но огромная страна с известными региональными особенностями и человеческим потенциалом остается на месте. И чтобы не настроить против себя уже всю страну, Виктор Янукович сегодня нуждается во внешней поддержке. Иначе, испортив отношения и с Россией, и с ЕС, он на выборах становится попросту кандидатом-лузером. Судя во всему, ему вскоре может понадобиться и специальная помощь, связанная с необходимостью преодоления намечающихся акций протестов в западных регионах страны и раскола внутри собственных сторонников на востоке.

На текущем этапе Киев принял рациональное решение - остановиться. То, о чем предупреждал украинские власти советник президента России Сергей Глазьев, а его в ответ называли империалистом и фантазером, начинало исполняться на глазах. Украинский премьер Николай Азаров фактически признал риск экономического коллапса в случае углубления торговой войны с Россией.

Вы признаете, что Россия применила давление и шантаж против Украины? В частности, такую оценку ситуации якобы дал президент Виктор Янукович. Во всяком случае, так его процитировала пресс-служба президента Литвы Дали Грибаускайте, крайне разочарованной "предвильнюсским" торможением Киева.

Нет, конечно. Все, что мы видели, это превентивные меры защиты самой России от попытки радикального, без учета ее интересов, изменения правил и условий торговли на постсоветском пространстве - в зоне жизненных интересов российского государства, в частях некогда единой с ней экономики. Другое дело, что от Москвы и на сей раз ожидали пассивной сдачи позиций. Но ровно на то же рассчитывал Саакашвили, начиная войну против Южной Осетии.

Какую роль во всем этом сыграл "армянский прецедент"? Армения после 8 лет переговоров с ЕС в одночасье заявила, что вступит в Таможенный союз. Заявление прозвучало из уст президента страны Сержа Саргсяна 3 сентября.

Никакой роли не сыграл. Армянский и украинский процессы подготовки к подписанию Ассоциации с ЕС текли параллельными курсами. Но в обоих случаях привели к появлению угроз для национальной безопасности. Официальные лица Армении подчеркивали, что дальнейшее сближение с Брюсселем не может ставить под угрозу членство Еревана в ОДКБ и военно-политический союз с Россией.

Но как же могло получиться, чтобы программа "Восточное партнерство" ЕС, признанная стратегическим внешнеполитическим курсом стран-участниц, привела к ситуации, когда возникла угроза для их же национальной безопасности? Ответ лежит на поверхности. Данная польско-шведская программа не только в принципе игнорировала наличие российского фактора на постсоветском пространстве, но и не учитывала степень зависимости интегрируемых стран и их экономик от России. Оторвать экономически Украину от России без жестких последствий для украинской экономики - невозможно. Точно также, нельзя сегодня изменить политическую ситуацию в Закавказье, не нарушив многолетний силовой баланс, который установился в этом регионе, где недавно была война и тлеют конфликты.

После провала усилий США и ЕС по разблокированию армяно-турецкой границы стало ясно, что даже Турция в принципе может спокойно парафировать международные соглашения, а потом вводить предусловия под влиянием регионального партнера. Проблемы в сфере безопасности, возникающие у Армении в случае разногласий с Россией (ведь в случае расхождения интересов партнеры, как правило, превращаются в противников), не были компенсированы Западом. Как признало украинское правительство, ЕС отказался компенсировать и многомиллиардные потери Украины от осложнения торгово-экономических отношений с Россией. Разве что только в этом сработал "армянский прецедент"...

Не секрет, что Украина - основная цель программы ЕС "Восточное партнерство", остальные ее участники менее значимы для Брюсселя. Есть ли будущее у этой программы, если главный ее фигурант фактически провалил свое участие в ней? Если да, какое?

Можно сказать, что претендующий на историчность саммит в Вильнюсе, как минимум, теряет всю интригу за неделю до старта. Отказ Армении и Украины от ранее намеченных планов - довольно скандальное событие для ЕС. И эта скандальность может быть лишь усугублена церемонией парафирования соглашений об ассоциации ЕС с Молдавией и Грузией. Это станет фактическим признанием того, что совокупное европейское влияние в восточном направлении продвинулось не дальше румынского - до Кишинева. Вот и премьер-министры Молдавии и Румынии Юрий Лянкэ и Титус Корцелян 19 ноября в Кишиневе, не дожидаясь форума в Вильнюсе, обсуждали перспективы "присоединения Молдавии к ЕС", а фактически к Румынии с неминуемым окончательным размежеванием Кишинева с Приднестровьем.

Что касается Грузии, то новое правительство этой страны по заданной прошлой властью инерции парафирует в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС, но вот подпишет впоследствии или нет, нельзя утверждать однозначно. Грузинские проблемы лежат сегодня совершенно не в европейской плоскости. С экономической точки зрения Грузии необходимо наращивать присутствие своей продукции на российском рынке, а с политической - хотя бы наметить возможности экономического и гуманитарного сближения с Абхазией и Южной Осетией, восстановления диалога с соседними народами. А добиться этого возможно только посредством вступления вместе с этими двумя государствами в Таможенный союз. Это и есть формат, применяемый Евросоюзом для решения косовской проблемы. Как видим, "косовский прецедент", созданный Западом, актуален для Грузии и сегодня. Только ведет он Тбилиси не в ЕС, а в Евразийский союз.

Мы видим, как перспектива вступления Армении в Таможенный союз придала новую актуальность теме разблокирования Абхазской железной дороги. Дискуссии на этот счет идут сегодня и в Ереване, и в Тбилиси. Есть основания полагать, что Москва и Сухум подключатся к этому процессу активно уже весной следующего года. Как известно, одним из ключевых инвестиционных проектов России в Армении может стать строительство железной дороги из Армении в Иран. Таким образом, с одной стороны у Грузии - Армения и железная дорога в Иран, с другой - Абхазия и РЮО, широкая ресурсная база и рынок сбыта России. Отказ от интеграции в это естественное торгово-экономическое и культурное пространство чреват для Грузии окончательной потерей динамики развития и поглощением ее экономики соседними Турцией и Азербайджаном. То есть, все теми же проблемами для национальной безопасности.

Будущее программы "Восточное партнерство" ЕС, как это ни парадоксально, зависит от России. Потому что к Востоку от ЕС лежит именно Россия. Попытки Запада развивать "интеграционные" проекты в СНГ без участия России - это заведомое создание условий для неравного торга между Россией и ее соседями, ставка на конфликт и потери для них. С этой точки зрения воспринятая Москвой позитивно инициатива украинского правительства о проведении трехстороннего саммита Россия - Украина - ЕС - это не только шанс сохранить всем лицо, но и еще раз реально оценить ситуацию.

В марте этого года председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу на встрече с президентом Владимиром Путиным в Ново-Огарево заявил: "Нам необходимо строить общую цивилизацию, где есть общие ценности... На основе этого общего видения мы можем создать свободное пространство от Лиссабона до Владивостока, где будет обеспечено свободное передвижение и товаров, и людей". Почему сейчас ЕС идет к Владивостоку обходными тропами - через Украину, Кавказ, Каспий и Среднюю Азию непонятно. Как вы помните, глава МИД России Сергей Лавров практически на старте программы "Восточное партнерство" заявлял о готовности России участвовать в ней. Но Россию не взяли, видимо посчитали, что "европейские реформы" ей не нужны.

В существующем виде "Восточное партнерство" станет вторым после ГУУАМ провалившимся проектом по взаимной интеграции стран постсоветского пространства без учета интересов России и против России. Если ГУУАМ курировался прямо из Вашингтона и не скрывал свою окончательную цель - расширение НАТО за счет стран СНГ, то "Восточное партнерство" проводит ту же линию исподволь - руками восточноевропейских и прибалтийских сателлитов США. Другая важная причина закономерного краха этой программы состоит в том, что она ставила своей основной целью не разрешение острых социально-экономических проблем в странах партнерах (реальных инвестиций с Запада как не было, так и нет), а изменение геополитического баланса сил в Евразии. Ультимативная увязка внутреннего вопроса Тимошенко с подписанием международного соглашения не оставляет сомнений в том, что ассоциация с ЕС достигалась Киевом только за счет уступки части суверенитета Брюсселю.

В каком направлении должна двигаться Россия, чтобы не только закрепить достигнутый успех, но и приумножить его?

России важно обрести и удерживать позитивную динамику собственного роста. А этого добиться сегодня очень сложно. Таможенный союз должен стать мотором, а не довеском для экономики России. Образно говоря, Россия в ТС оказывается в той же позиции, что и Германия в еврозоне. Россия обязана использовать свои возможности и ресурсы для развития союзников, но при этом не позволять им превращаться в иждивенцев. То же самое старается делать Германия, подтягивая "южные штаны" ЕС в лице Греции, Италии, Испании и Кипра.