Гай Борисов: В обмен на что Россия согласилась на деблокаду армяно-турецкой границы?

14.10.2012

Армянские и турецкие эксперты и пресса активно обсуждают предстоящий 12 декабря визит в Ереван главы турецкого МИД Ахмеда Давутоглу. Он посетит Армению по "нейтральному" поводу - для участия в саммите Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС).

При этом ни сам Давутоглу, ни турецкие комментаторы не скрывают, что первый после парафирования в 2009 г. в Цюрихе протоколов о нормализации двусторонних отношений визит столь высокопоставленного представителя Анкары в Ереван лишь формально связан с мероприятием в рамках ОЧЭС. Сообщается, что руководитель турецкой дипломатии представит армянской стороне некие "новые предложения", направленные на сдвиг с мертвой точки замороженного армяно-турецкого процесса. Но непонятно, что "нового" должен предложить Давутоглу Еревану при том, что он, по его собственным словам, собирается вновь выдвинуть предложение "покинуть по меньшей мере 2 из 7 районов, прилегающих к Нагорному Карабаху, в обмен на открытие границы". А это не относящееся к протоколам условие Анкара выдвигает постоянно, следуя в данном вопросе требованиям Баку.

Естественно, Ереван, как обычно, подобный подход отверг. Замглавы МИД Армении Шаварш Кочарян заявил, что у Турции есть лишь один вариант для нормализации отношений с Ереваном - ратификация протоколов без предварительных условий. "Вместо того, чтобы делать провокационные заявления перед визитом в Ереван, которые могут только навредить вполне возможным позитивным сдвигам в регионе, лучше бы министр иностранных дел Турции воспользовался представившимся шансом, чтобы посетить мемориал Геноцида армян 1915 года в Османской империи и почтить память жертв", - заявил дипломат.

Здесь уместен вопрос: с какой целью едет в Ереван Ахмед Давутоглу? В столице Армении его, по всем прогнозам, ожидает очередное фиаско, причем независимо от того, удастся ли турецкому министру реализовать свое заявленное желание встретиться с президентом Сержем Саргсяном, или этого не произойдет. Никаких открытых сигналов с армянской стороны в этой связи не последовало. Тем не менее, причины посетить Ереван у Давутоглу есть. Некоторые из них лежат на поверхности, другие же не столь очевидны.

Визит может объясняться стремлением Турции показать степень своей глубокой вовлеченности в дела региона, в частности, в вопросе карабахского урегулирования, хотя, как уже не раз отмечалось, самой конструктивной позицией для Анкары в этом вопросе было бы полное дистанцирование от карабахской проблематики, поскольку считаться непредвзятым посредником она никак не может. Но громкие провалы последних лет во внешней политике заставляют турецкую сторону искать возможности заявить о хотя бы формальных "подвижках" в деятельности МИД и лично министра, который постоянно подвергается в парламенте своей страны резкой критике со стороны оппозиции. В этом контексте Анкаре желательно подчеркнуть, что обвинения в том, что её внешняя политика в Закавказье попала в полную зависимость от Баку, не соответствуют действительности.

Также есть обстоятельства, заставляющие предположить, что поездка в Ереван для Давутоглу не исчерпывается пропагандистскими целями. Неслучайно он сообщил, что обсуждал свой визит с премьер-министром Реджепом Эрдоганом. Напомним, что после встречи турецкого лидера с Владимиром Путиным 23 ноября сего года в Санкт-Петербурге Эрдоган заявил, что подробно обсудил карабахскую проблематику с российским руководителем. Намерение Армении вступить в ТС России, Белоруссии и Казахстана, а также заявление российского президента в ходе недавнего визита в Ереван о том, что Москва не только не собирается уходить из Закавказья, но будет и далее укреплять свои позиции в регионе, очевидным сделали то, что региональные процессы в очень большой степени зависят от российской позиции. Не исключено, что Москва, убедившись в полной лояльности Еревана и в том, что Армения по-прежнему будет обеспечивать многогранное присутствие России в регионе, уже не против деблокады армяно-турецкой границы.

Об этом позволяет судить, в частности, оговорка упомянутого Шаварша Кочаряна о "возможных позитивных сдвигах в регионе" и заявление Эльмара Мамедьярова о том, что на недавней встрече глав МИД противоборствующих сторон в течение 4-х часов обсуждались "конкретные вопросы", чего не было с 2011 года. Очень любопытна и утечка информации, появившаяся в ереванской независимой газете "Аравот", утверждающей, что Ереван разработал новую "дорожную карту" урегулирования отношений c Анкарой. И, якобы, этот документ "по закрытым каналам" был передан лично Ахмеду Давутоглу. Якобы, Ереван предлагает Турции публично признать факт Геноцида армян и покаяться перед армянами всего мира, а также деблокировать границу. После этого Анкара может участвовать в карабахском миротворчестве, получив право на осуществление общественных программ в сферах контроля над военной риторикой, предотвращения пограничных инцидентов, отвода снайперов и подготовки народов к миру. Обсуждение этих вопросов и является главной причиной приезда Ахмеда Давутоглу в Ереван.