Гай Борисов: Пойдут ли в Азербайджане на внутрисемейную "рокировку"?

12.07.2012

Сенсационная новость пришла из Баку. Член политсовета правящей партии "Ени Азербайджан", один из основателей этой политической силы Али Алирзаев в интервью газете "Ени Мусават" заявил, что президент Ильхам Алиев, который в октябре нынешнего года должен баллотироваться на третий президентский срок, не исключено, что не станет выдвигать своей кандидатуры. Это, прочем, не означает, что преемственность передачи власти в стране в рамках одной семьи будет нарушена. В случае, если Ильхам Алиев решит не участвовать в выборах, на пост главы государства будет, как считает Алирзаев, претендовать его супруга, Мехрибан Алиева.

"Такого варианта я не исключаю. Ради объективности дожен сказать, что другого кандидата не вижу. В условиях Азербайджана, с учетом настроения электората и других причин, этот вариант ожидаем", - сказал он газете. И если "Ени Азербайджан", как самая мощная политсила, поддержит какого-то кандидата (читай - Мехрибан Алиеву), то победа этого кандидата будет гарантировна, подчеркнул политик.

Разумеется, данное интервью в силу своей сенсационности, было растиражировано и другими азербайджанскими СМИ. Конечно, к публикациям такого рода, тем более - к точности приводимых в них цитат на страницах оппозиционной печати следует относиться, мягко говоря, с очень большими допущениями. В то же время очевидно, что совершенно без каких-либо оснований запустить подобного рода масштабную дезинформацию, всуе склонять имена президента, его супруги, видного деятеля правящей партии - практически немыслимо, поскольку способно повлечь за собой более чем серьезные и весьма печальные последствия.

В этой связи возникает предположение, что данная публикация может быть своего рода пробным шаром, попыткой прозондировать мнение политической и деловой элиты страны, а самое главное - исправить сильно подпорченный в последнее время имидж Азербайджана на международной арене.

Известно, что официальный Баку нередко подвергается достаточно резкой критике различных западных структур и международных правозащитных организаций за ситуацию с правами человека, героизацию фигур типа Рамиля Сафарова (азербайджанский офицер, в 2004 г. зарубивший топором на курсах НАТО в Будапеште своего спящего армянского коллегу), нападки на известного писателя Акрама Айлисли, преследования верующих, активистов гражданского общества и пр. Внутри страны нарастает общественный протест, вовне - не вызывает восторга крайне неуступчивая позиция, занятая азербайджанской стороной в процессе карабахского урегулирования. И дело тут, безусловно, не в том, что международное сообщество готовится, скажем, признать суверенитет самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики. Отнюдь нет, но постоянное торпедирование всех миротворческих предложений сопредседателей Минской группы ОБСЕ не просто начинает вызывать раздражение основных внерегиональных игроков, но и явственно мешает реализации ряда планов и программ Запада в регионе - например, возобновлению процесса армяно-турецкого примирения, превращению Закавказья в удобный тыловой опорный пункт в ходе эвакуации союзнических войск из Афганистана, в конце концов, в случае очередной войны в Карабахе - прямо угрожает энергетическим инфраструктурам, по которым прикаспийские энергоносители идут в Турцию и далее - в Европу. Если к этому добавить существенные проблемы, возникшие у Баку в последние годы президентства Ильхама Алиева с Россией и Ираном, то становится очевидным, что общеполитическая конфигурация в Азербайджане нуждается в существенной "перезагрузке".

В этой связи формальное (но, надо думать, отнюдь не реальное) дистанцирование от власти Ильхама Алиева и передача правления в руки его супруги способно решить целый ряд проблем. Во-первых, хотя факт пребывания женщины во главе мусульманского государства не является чем-то необычайным (достаточно вспомнить экс-президента Индонезии Мегавати Сукарнопутри, экс-премьер-министра Турции Тансу Чиллер, экс-президента Киргизии Розу Отунбаеву, премьер-министра Бангладеш Шейх Хасину Вазед, наконец, экс-премьер-министра Пакистана Беназир Бхутто), очевидно, что такой вариант существенно улучшил бы общий имидж Азербайджана в глазах всего мира. Кроме того, любые новации на вершине пирамиды власти, даже чисто косметические и формальные, неизбежно влекут за собой определенные изменения внутри - и внешнеполитической риторики, порождают надежды на перемены, на определенное смягчение политического климата в стране (тем более - когда во главе государства стоит женщина), а главное - позволяют отложить решение назревших проблем, поскольку ясно, что новая власть должна прежде всего сориентироваться в существующих реалиях, выработать определенный modus operandi и кадровую политику (удобный повод для избавления от "заслуженных", но не соответствующих новым требованиям деятелей), как говорится, показать себя на международной арене и лишь после этого - приступать к конкретным шагам по решению насущных вопросов.