Гай Борисов: Очередная попытка российско-американской "перезагрузки" и карабахское урегулирование

28.11.2012

В последнее время в стагнирующем процессе карабахского урегулирования наметилось некоторое оживление. И дело не только в прошедшем на днях очередном визите в регион послов-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которые встретились с президентами и главами МИД Армении и Азербайджана и выступили с итоговым заявлением.

Этот документ по традиции состоит из общих, обтекаемых фраз и ничем не отличается от десятков аналогичных заявлений. Правда, на сей раз посредники сообщили, что попытаются организовать в течение года еще одну встречу между президентами Сержем Саргсяном и Ильхамом Алиевым. Но таких встреч за последние годы состоялось более десятка (в основном, под эгидой Москвы), однако все связанные с ними надежды так и не осуществились. Напротив, ситуация еще более ухудшилась, возросло число инцидентов не только на линии противостояния в Карабахе, но и непосредственно на армяно-азербайджанской границе. Одновременно усилилась милитаристская и ксенофобская риторика со стороны Баку, армяне устами президента Алиева были объявлены "врагом №1", убийца армянского офицера на курсах НАТО в Будапеште Рамиль Сафаров был экстрадирован на родину, возвеличен и награжден, хотя убил он топором своего сокурсника не в бою, а когда тот спал. Подвергшийся жестким гонениям и преследованиям за роман "Каменные сны" Народный писатель Азербайджана Акрам Айлисли был заподозрен в "тайном армянстве", лишен всех званий и наград, в Баку всерьез требовали провести генетическую экспертизу пожилого литератора и членов его семьи на предмет выявления их "истинного происхождения". (Всякий, кто знаком с содержанием романа, опубликованного в прошлогоднем декабрьском номере московского журнала "Дружба народов", может подтвердить, что ни "проармянским", ни "антиазербайджанским" это художественное произведение не является - оно лишь с горечью и болью повествует о нелегких, кровавых страницах во взаимоотношениях двух народов-соседей).

Армянская сторона в долгу не осталась. Правда, ни официальные Ереван и Степанакерт, ни, насколько можно судить, местные СМИ до уровня нацистских высказываний не опускались. Зато, вопреки призывам посредников, много говорилось о предстоящем открытии гражданского аэропорта в Карабахе (Баку отвечал угрозами сбивать пассажирские лайнеры, что сделало бы войну неизбежной), а военные прямо указывали, что на такой случай у армянской и карабахской армий есть готовые планы отнюдь не только оборонительных действий и даже - превентивных ударов по важнейшим объектам азербайджанской нефтегазовой и транспортной инфраструктуры.

И вот на этом очень неблагоприятном фоне начался очередной этап урегулирования, и привычная риторика удивительным образом изменилась. В Ереване некий Григорий Айвазян, называющий себя председателем Ассоциации армян Азербайджана, заявил, что, как гражданин этой страны, готов составить конкуренцию президенту Ильхаму Алиеву на предстоящих нынешней осенью выборах главы государства. ЦИК Азербайджана сразу же согласился зарегистрировать экзотичного претендента, если, конечно, он представит необходимые документы. В Баку заговорили об "укреплении мер доверия", необходимости активизировать "народную дипломатию". Глава азербайджанского МИД Эльмар Мамедъяров в интервью "Независимой газете" подчеркнул, что потенциал дипломатии отнюдь не исчерпан, и преодолеть порочный круг, в котором оказался миротворческий процесс, возможно мирными методами. Более того, пожалуй, впервые на официальном уровне было частично раскрыто содержание т.н. "Мадридских принципов" - свода предварительных рамочных соглашений, долженствующих стать основой будущего мирного договора. Главным препятствием к достижению компромисса Мамедъяров назвал "присутствие вооруженных сил Армении на территории Азербайджана", однако - что также беспрецедентно - отделил этот вопрос от статуса собственно Карабаха. Из его разъяснений следует, что азербайджанская трактовка "Мадридских принципов" предполагает, что армяне возвращают 7 районов вокруг Карабаха, "взамен армянская сторона получает, помимо гарантий безопасности, временный статус Карабаха. Плюс экономическое развитие, возвращение беженцев, открытие коммуникаций, возобновление полноценного жизнеобеспечения людей..." Все это следует делать постепенно, "при понимании того, что нужно определять статус Карабаха, что это в первую очередь в интересах Азербайджана, потому что он на нашей территории".

Очевидно, что речь идет о формуле "территории в обмен на отложенный статус". Также совершенно ясно, что уговорить армянскую сторону принять подобный подход без уточнения целого ряда самых насущных для нее вопросов будет невозможно. Ереван сразу указал, что Баку продолжает трактовать статус Карабаха как автономии в составе Азербайджана, что для армянской стороны абсолютно неприемлемо. Поэтому Ереван делает акцент на том пункте "Мадридских принципов", в котором говорится об определении статуса путем референдума, итоги которого будут иметь юридически обязывающую силу для всех сторон конфликта. Также армяне не желают оставлять - и тем более сразу и все - хорошо укрепленные позиции в окружающих Карабах районах, пока связанные с проведением такого референдума вопросы не будут решены, а само решение - зафиксировано многосторонней договоренностью, гарантами которой должны стать страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ - Россия, США и Франция. При этом армянская сторона не возражала бы против демилитаризации этих районов и ввода туда международного миротворческого контингента. Но это, как можно понять, не устраивает не только Баку, но и Тегеран - иранцы опасаются, что возле их северной границы могут в таком случае появиться не только российские части, но и вооруженные силы НАТО.

Перечисление всех этих сложных и многогранных обстоятельств и комбинаций можно продолжать очень долго. Но куда важнее понять, насколько перспективен очередной этап активного миротворчества, который некоторые эксперты уже по-привычке объявили обреченным на провал. Конечно, вероятность этого весьма велика. Но есть нюансы, оставляющие некоторое место и для осторожного оптимизма.

Опыт всех последних лет с непреложностью свидетельствует, что попытки сдвинуть карабахское урегулирование с мертвой точки всегда в точности совпадают с очередным этапом "перезагрузки" российско-американских взаимоотношений. Не приходится спорить с тем, что и сегодня предпринимается такая попытка: Вашингтон и Москва стремятся договориться по двум фундаментальным проблемам - ЕвроПРО и Сирии. Не станем гадать, чем это закончится. Факт состоит в том, что в условиях российско-американского диалога стороны карабахского конфликта во многом утрачивают возможность играть на противоречиях посредников. Ведь Москва и Вашингтон стремятся исключить из контекста переговоров все привходящие обстоятельства, дабы избежать осложнений по более актуальным для них вопросам. И наоборот, на второстепенных направлениях в подобных случаях уместно демонстрировать сходство подходов, чтобы создать общий благоприятный фон, а это означает, что стороны конфликта подвергаются синхронному давлению. Косвенно об этом можно судить по последней совместной пресс-конференции глав МИД России и Азербайджана в Москве. Сергей Лавров, в частности, подчеркнул неприемлемость статус-кво для всех сторон конфликта, а также практически прямо указал на неизбежность "возвращения азербайджанских территорий", если удастся изменить нынешнее положение вещей. Одновременно было подчеркнуто, что тогда уйдет в прошлое и экономическая блокада Армении.

К этому остается добавить, что в ходе недавнего визита в США турецкого премьер-министра Реджепа Эрдогана одной из тем его переговоров с президентом Обамой стали армяно-турецкие отношения и вопрос Карабаха. Известно, что Анкара вот уже более трех лет увязывает ратификацию двусторонних протоколов о нормализации отношений с Ереваном, в первую очередь, с продвижками в карабахском урегулировании. Однако не только Армения, но и страны-сопредседатели Минской группы, включая США, усматривают в этом условии "руку Баку" и призывают турецкую сторону отказаться от такого подхода. Все понимают, что деблокада армяно-турецкой наземной границы сделала бы бессмысленной и блокаду со стороны Азербайджана, а это могло бы поколебать железобетонную неуступчивость Баку на переговорах.