"Вместе с Гагаузией и Приднестровьем мы сможем дать отпор румынизации Молдавии": интервью мэра Тараклии Сергея Филипова

31.12.2012
Мэр Тараклии Сергей Филипов. Иллюстрация: wordpress.com

12 апреля Тараклийский районный совет единогласно принял обращение к властям Молдавии о наделении преимущественно населенного болгарами Тараклийского района национально-культурной автономией. Представленный региональными властями законопроект "Об особом статусе Тараклийского национально-культурного района Республики Молдова" предполагает наделение района с компактным проживанием болгарского населения статусом административной автономии и центра национально-культурной автономии болгарской общности Республики Молдова, где в официальных сферах общения наряду с государственным (молдавским), используются болгарский и русский языки. Об истоках и перспективах данной инициативы, возможности объединения Тараклийского района с соседней Гагаузией, взаимодействии с Приднестровьем и дискриминации этнических болгар в Молдавии рассказал 17 апреля в интервью ИА REGNUM мэр Тараклии Сергей Филипов.

ИА REGNUM: Сколько всего этнических болгар проживают в Молдавии? И почему только сейчас власти Тараклийского района потребовали особого автономного статуса, притом, что разговоры об этом ведутся уже много лет?

Бессарабские болгары - это национальная группа Республики Молдова, консолидированная и живущая в основном в Тараклийском районе (из чего вытекает её естественное стремление к получению особого статуса), характеризующаяся сформировавшимся ощущением внутреннего единства, и вместе с тем стремящаяся сохранить свои специфические черты - язык, самобытность, неповторимое и оригинальное искусство, традиции и обычаи. И мы, естественно, не только стремимся поддержать свою идентичность, но и этой своей инициативой стараемся придать нашей идентичности более сильное выражение. Восьмидесятитысячное сообщество болгар в Республике Молдова компактно проживает в 49 населенных пунктах, из которых два имеют статус города - Тараклия и Твардица. В Приднестровье болгарская общность составляет 12 тысяч человек, из которых около 10 тысяч проживают в селе Парканы. В 34 школах наши дети изучают родной болгарский язык. Уже восьмой год функционирует молдавско-болгарский Тараклийский государственный университет.

Тараклия просит не автономии, а статуса национально-культурного района. Не скрою, инициатива - прямое следствие грядущей административно-территориальной реформы, готовящейся к внедрению центральными властями, начиная с 2015 года (реформа предусматривает расформирование районов с населением менее 50 тыс. человек; в Тараклийском районе проживают около 45 тыс. человек - прим. ИА REGNUM). Считаю, что эта инициатива должна быть воплощена в жизнь для того, чтобы установить справедливость по отношению к болгарам Республики Молдова и пресечь попытку нарушения целостности и уничтожения Тараклийского района, а также сохранить мир и спокойствие между нациями, проживающими на его территории. Действительно, разговоры об особом статусе Тараклийского района ведутся давно. Более того, 30 марта 1992 года президентом Республики Молдова Мирчей Снегуром был издан указ "О некоторых мерах по развитию болгарской национальной культуры", в котором давалось поручение правительству внести в парламент предложение об образовании специальной административно-территориальной единицы в местах компактного проживания болгар. В данном указе первым пунктом значится: создание в местах компактного проживания болгар административно-территориальной единицы, как центра болгарской культуры. Проект закона "Об особом статусе Тараклийского района" 20 апреля 1993 год был принят правительством, специальная комиссия его доработала и он был внесен на рассмотрения в парламент. Несмотря на серьезные усилия и просьбы руководства Тараклийского района, всей болгарской общественности страны, законопроект после двухлетнего блуждания в парламентских лабиринтах так и не увидел свет.

ИА REGNUM: Кто сегодня может выступить субъектом законодательной инициативы для выдвижения данного законопроекта в парламенте Молдавии? В какие сроки это может быть реализовано?

Субъектами законодательной инициативы, в соответствии с молдавским законодательством, могут выступать президент страны, правительство, депутаты парламента и парламентские фракции. Поэтому наше обращение и направлено в эти структуры государственной власти.

ИА REGNUM: На поддержку каких парламентских партий может рассчитывать данная инициатива? Имели ли ранее место какие-то переговоры на этот счет с кишиневскими политиками?

За обращение к центральным властям поддержать законодательную инициативу все советники районного совета проголосовали единогласно. Это притом, что кроме 19 коммунистов в совет входят семеро избранников от правящих Демократической и Либерально-демократической партий. Не против и внепарламентские партии - поддержал идею районный советник от Социал-демократической партии, а один из соавторов проекта является вице-председателем Партии регионов (имеется в виду Партия регионов Молдавии башкана Гагаузии Михаила Формузала - прим. ИА REGNUM). Поэтому мы надеемся, что наша инициатива найдет поддержку у большинства депутатов парламента.

ИА REGNUM: Насколько реальна угроза расформирования района в том случае, если инициатива об автономии не будет реализована? Оправданны ли заявления о том, что "ползучая" ликвидация района происходит уже сегодня?

Насильственное включение всей территории Тараклийского района в состав другой административно-территориальной единицы без согласия его жителей невозможно, не нарушая традиционное межэтническое спокойствие и мир на юге Республики Молдова. И мы, обращаясь к власть имущим, уверены, что мудрость и дальновидность политиков приведет и к мудрому решению защитить права и обеспечить интересы болгар Тараклийского района и всей страны, мир и межнациональную гармонию. Исходя из всего сказанного, веря в демократичность власти и надеясь на понимание, в целях исправления несправедливости по отношению к 20-летним просьбам болгар, учитывая особую роль болгар в отстаивании независимости и целостности Республики Молдова, в становлении межэтнического мира и спокойствия в нашем общем и родном для всего народа Республики Молдова доме, мы и попросили содействовать рассмотрению нашей просьбы и принятия в парламенте разработанного нами проекта закона об особом статусе Тараклийского национально-культурного района.

ИА REGNUM: Не рассматривается ли в качестве возможного альтернативного пути решения проблемы присоединение к Гагаузской автономии? Как в целом складываются отношения между Тараклийским районом и Гагаузией, во многом сталкивающимися со схожими проблемами?

Присоединение Тараклийского района к Гагаузской автономии пока не рассматривается. Более 200 лет на землях Буджака совместно проживают гагаузы и болгары. Два века назад наши предки проделали долгий и сложный путь с Балкан в южные окраины Российской империи, предоставившей переселенцам льготы, чтобы начать здесь новую жизнь. Селились рядом или создавали общие поселения. Вместе осваивали этот пустынный и суровый край. В советское время мы вместе поднимали народное хозяйство. На закате советской эпохи волею судеб мы оказались в бушующем море межнациональных распрей и конфликтов, которые как инфекция поразили руководство и часть народа Республики Молдова. И тогда мы были вместе. Плечом к плечу мы отстаивали своё право на жизнь, на мир и на будущее на этой земле. Сегодня невозможно представить гагаузов и болгар друг без друга. Здесь, в Буджаке, наши судьбы переплелись навсегда. И мы можем похвастаться тем миром и согласием, которые существуют между гагаузами и болгарами. За 200 лет история не раз испытывала нашу дружбу, но всегда мы выручали друг друга, протягивали друг другу руку помощи.

ИА REGNUM: Насколько вообще показателен для Тараклийского района и болгар опыт Гагаузской автономии, и как он воспринимается? Намерена ли Тараклия следовать по этой административной модели автономии? Или видит какую-то собственную? Если свою, то какую именно?

Гагаузы не только сформировались как отдельный этнос, но и получили, и устойчиво развивают в Республике Молдова свою автономию. Мы будем способствовать всяческому развитию, расширению и углублению сотрудничества между Тараклийским районом и АТО Гагаузия во всех областях жизни и на благо наших народов. Свою же административную модель мы отразили в предложенном проекте закона об особом статусе Тараклийского национально-культурного района (В первой статье предложенного законопроекта говорится: "Тараклийский район с компактным проживанием болгарского населения наделяется особым статусом административной автономии в масштабах своей территории и центром национально-культурной автономии болгарской общности Республики Молдова и носит название (титул) "Административно-территориальное образование Тараклийский национально-культурный район" в составе Республики Молдова". В 10-й статье того же документа отмечается: "Право болгарского этнического большинства на особый статус Тараклийского района оформляется в виде административной автономии". Согласно статье 15-й, "в официальных сферах общения на территории Тараклийского национально-культурного района наряду с государственным, используются болгарский и русский языки" - прим. ИА REGNUM).

ИА REGNUM: Почему, на ваш взгляд, провалился проект гагаузско-болгарской автономии в начале 90-х годов? Было ли это, на ваш взгляд, правильным выбором? Возможно ли "совместное будущее" у гагаузов и болгар в Молдавии?

Не вдаваясь в подробности считаю, что проект создания Гагаузско-болгарской Республики в составе Республики Молдова был авантюрным проектом. Это уже история. У Тараклийского района и АТО Гагаузии огромные перспективы экономической интеграции и сотрудничества. Но если по примеру 1998 года, когда Тараклийский район был фактически уничтожен и включен в состав Кагульского уезда, будут навязаны условия, ущемляющие наши права и представляющие угрозу нашему экономическому и культурному развитию, мы сообща с нашими братьями-гагаузами сможем выработать и другие законные формы защиты и гарантии совместного сосуществования наших народов.

ИА REGNUM: Каковы основные этнокультурные и административные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются болгары, проживающие в Молдавии? Насколько серьезна угроза культуре и языку болгар? Можно ли говорить о дискриминационном подходе к болгарам в Молдавии?

В центральных органах власти нашей страны нет ни одного представителя болгарского либо гагаузского народа, и мы должны совместно с Гагаузией добиваться справедливого и адекватного участия в принятии решений на республиканском уровне с учетом интересов и специфики всех народов, проживающих на территории Республики Молдова. К сожалению, мы видим серьезные ограничения и в языковых вопросах. Мы считаем, что реальное национальное равноправие всех граждан Республики Молдова - главное условие объединения страны. Сегодня, когда в Республике Молдова сохраняется напряжённость и раскол среди граждан, когда некоторые силы своими безответственными действиями пытаются вернуть нас в хаос 20-летней давности и румынизировать общество, наши добрые отношения с гагаузами и приднестровцами становятся ещё более востребованными. Лишь сохраняя дружбу и укрепляя связи, мы сможем дать достойный отпор силам, которые покушаются на государственность нашей страны.

ИА REGNUM: Удалось ли в итоге отстоять болгарские школы, которые планировалось закрыть в рамках оптимизации системы образования Молдавии, и на каких условиях? Помогли ли обращения на этот счет в адрес руководства Болгарии?

Ни одна школа в Тараклийском районе, где дети изучают болгарский язык, закрыта не была. С 2013 года мы начали получать финансирование на изучение родного, болгарского языка. Официальная София публично свою позицию не высказала. Была огромная перманентная поддержка со стороны политических партий, гражданского общества и СМИ. Мы очень признательны нашим сонародникам.

ИА REGNUM: Насколько в целом ощущают жители Тараклийского района помощь и заботу со стороны Болгарии в решении этнокультурных, гуманитарных, экономических проблем, во взаимоотношениях с Кишиневом? Идут ли в регион болгарские инвестиции?

К сожалению, болгарских инвестиций в Тараклийском районе нет. Мы по-доброму завидуем Гагаузии, где турецкое правительство активно инвестирует в водоснабжение, социальную инфраструктуру. В каждом крупном гагаузском населенном пункте открыты турецкие швейные предприятия. С Болгарией у нас интенсивно развиваются отношения лишь в этнокультурных и образовательных направлениях.

ИА REGNUM: Есть ли поддержка со стороны других государств, например, со стороны России? Каково положение русского языка в Тараклийском районе?