Гай Борисов: Внешнеполитическое "иждивенчество" Армении чревато острыми вызовами в будущем

09.05.2012

Недавний визит в Ереван делегации Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) во главе с её председателем Виктором Христенко и подписание с правительством Армении Меморандума о взаимопонимании позволяют предположить, что Ереван может скорректировать внешнеполитический вектор, направленный, как известно, на укрепление отношений с Евросоюзом. Однако такие предположения выглядят преждевременными.

Через несколько дней после визита российской делегации состоялось заседание Консультативной группы ЕС в Армении, во время которого секретарь Совета национальной безопасности (СНБ), один из локомотивов продвижения европейского вектора в Армении, Артур Багдасарян заявил, что намерение парафировать Соглашение об ассоциации Армении с ЕС и создании всеобъемлющей зоны свободной торговли уже осенью нынешнего года во время саммита ЕС в Вильнюсе продолжает оставаться в повестке, и более того - с этой целью работа группы должна активизироваться.

Практически это означает, что внешняя политика Еревана, которую некоторые местные наблюдатели называют "попыткой усидеть на двух стульях", не изменилась. И в данном контексте любопытно, что в подписанном с ЕЭК меморандуме имеется пункт о том, что этот документ не может противоречить иным международным договоренностям Армении.

Очевидно, что республика не намерена отказываться от любых интеграционных возможностей, которые могут позитивно повлиять на её экономику, находящуюся отнюдь не в блестящем состоянии. Целенаправленная блокада со стороны Азербайджана и Турции, открыто декларируемые на самом высшем уровне намерения Баку таким путем добиться окончательного ослабления, хозяйственного и демографического "опустынивания" Армении не могут не сказываться на действиях Еревана. При этом изменений ожидать не приходится - как заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, "пока азербайджанские земли находятся под оккупацией, Армения не может быть участником никакого регионального проекта". Баку вынуждает проводить соответствующую линию и Анкару, что, например, стало истинной причиной отмены запланированного открытия авиасообщения между Ереваном и турецким городом Ван. Проект сулил немалые перспективы в сфере туристического бизнеса, но был отменен именно из-за жесткой обструкции азербайджанской стороны.

В свете всех этих обстоятельств у Еревана сегодня практически нет иного выхода, кроме как искать и по-возможности находить любые варианты для смягчения последствий продолжающейся и все более усиливающейся 20-летней блокады. При этом следует учитывать, что один из важнейших внешнеэкономических партнеров страны - Иран, ныне переживает немалые трудности, связанные с международными санкциями, что также не может не сказываться негативно на положении Армении, экономика которой в первом квартале текущего года показала определенное замедление темпов.

В этом смысле визиты избранного на второй президентский срок Сержа Саргсяна в Москву и Брюссель, которые состоялись еще до его официальной инаугурации, вполне объяснимы. Армения изыскивает варианты для преодоления неблагоприятных тенденций. В своих комментариях армянский президент отметил, что не видит противоречия в таком подходе. "Наши намерения исходят из интересов нашего народа. Мы хотим, чтобы страна развивалась и при этом пользовалась содействием и Таможенного союза, и Евразийского союза, и ЕС", - сказал, в частности, Саргсян.

Другой вопрос, насколько реализуемо такое желание, которое, отметим, разрушает "черно-белую" концепцию, построенную на противопоставлении западного и восточного вектора интеграционных процессов, во всяком случае - в приложении к Еревану. Судя по всему, Армении пришлось вновь объяснять партнерам в России и в ЕС, что сегодня для неё такой подход альтернативы не имеет, и, по-видимому, аргументы Сержа Саргсяна были приняты. Во всяком случае, если еще недавно многие западные политики однозначно утверждали, что движение в сторону Евразийского союза полностью противоречит идее интеграции с ЕС, то в последнее время тон смягчился. Так, руководитель делегации ЕС в Ереване Траян Христеа заявил одному из местных изданий, что Евросоюз не рассматривает членство Армении в ЕС или Евразийском союзе как противоречие. Более того, как полагает генсек организации "Европейские друзья Армении" Майкл Кэмбек, российские компании, действующие в Армении (а их, напомним, более тысячи), в принципе, должны быть заинтересованы в присоединении Еревана к европейской Зоне свободной торговли. Это облегчит им самим выход на европейский рынок и создаст возможность развернуть свой бизнес в Европе.

Впрочем, очевидно, что ведущих внерегиональных игроков никак не может всерьез интересовать экономическая составляющая взаимоотношений с Арменией. Слишком невелики объемы армянской экономики, узок внутренний рынок, малочисленно население. Это отнюдь не Украина с её промышленным и демографическим потенциалом, значительно превосходящим соответствующие показатели многих государств-членов ЕС.

Поэтому, если от позиции Киева в вопросе об интеграционных процессах на постсоветском пространстве зависит многое, то об Армении того же сказать никак нельзя. Нынешнее внимание к Армении со стороны России и Европы продиктовано иными, специфическими обстоятельствами, связанными, в первую очередь, с вопросами региональной и - шире - ближневосточной безопасности.

Для Москвы, имеющей в Армении военную базу, эта страна является форпостом и одним из факторов сохраняющегося российского военно-политического влияния в регионе. И чем сложней и непредсказуемой становится ситуация вокруг Сирии, чреватой длительной и широкой дестабилизацией Ближневосточного гиперрегиона, тем более возрастает значение Армении для России, особенно если учесть, что о серьезном военно-политическом сотрудничестве Москвы ни с Тбилиси, ни с Баку в обозримой перспективе речи быть не может. Между тем, вмешательство НАТО в сирийский конфликт отнюдь не исключено. Возможна даже прямая интервенция, и активные военные учения российской армии и флота на юге страны и в акватории Черного моря являются свидетельством понимания высокой вероятности такой перспективы. В этом случае ценность Армении как "непотопляемого авианосца" России, выдвинутого к самой кромке бурлящего "ближневосточного моря", трудно переоценить.

Но укрепление Россией внутренней и внешней стабильности Армении выгодно и Западу. В первую очередь, это означает уменьшение вероятности возобновления войны в Нагорном Карабахе, что снижает риск для региональных транспортных и энергетических инфраструктур, действующих и планирующихся, которые связывают нефтегазовые кладовые Каспия и Центральной Азии с Европой. Стабильность необходима и в свете планов сделать регион транзитным звеном для предстоящего вывода войск международной коалиции из Афганистана.

Признав состоявшиеся президентские выборы в Армении, назвав их шагом вперед на пути укрепления демократии, Запад подтвердил, что будет верен своему обязательству организовать конференцию доноров с целью помощи Армении. Результатом, как предполагается, может стать выделение Еревану до 1,5 млрд евро. С другой стороны, Москва не только совершенствует структуры и боевую подготовку своей военной базы в Армении, но и активно обеспечивает всем необходимым армянскую армию. Делается это, заметим, в рамках ОДКБ, то есть оружие и снаряжение обходятся Армении куда дешевле, чем, например, военные закупки для Баку. Одновременно и Россия, и, по последним данным, и европейские страны путем создания совместных предприятий помогают развивать местную оборонную промышленность.