Грузинский прагматизм нужен Еревану

19.09.2012
2012-10-08 02:00:23 Автор: Давид Степанян, Ереван. Специально для «ВК» Итоги парламентских выборов в Грузии явно внесут свои коррективы во внешнеполитическую повестку дня Южном Кавказе. Учитывая, что прагматик-бизнесмен Бидзина Иванишвили резко отличается от эмоционального Михаила Саакашвили, шансов на то, что эти коррективы будут носить трезвый политэкономический характер довольно много. В целом, в этих изменениях сегодня заинтересованы как Россия, Иран и Турция, так и Армения, Азербайджан и сама Грузия.

Конечно, с победой команды Иванишвили Москва не бросится сломя голову налаживать контакты с Тбилиси. США явно не намерены уступать Грузию, учитывая, как много они в нее вложили. Тем не менее сегодня Тбилиси в качестве раздражителя во взаимоотношениях между Россией и США, не нужна ни Вашингтону, ни Москве. Оппозиция в Грузии самостоятельна и не находится под влиянием России или каких-то других внешних игроков, и у Москвы в этом контексте практически нет возможностей изменить стратегический выбор Тбилиси. Поэтому вне зависимости от того, какая политическая сила будет у власти в Грузии, первоочередные внешнеполитические приоритеты Тбилиси останутся неизменными и необратимыми. Однако спад напряженности в российско-грузинских отношениях выгоден как России и Грузии, так и всему региону и даже Западу. И в этом вопросе ощутимую роль может сыграть Армения. Возможности и потенциал у Еревана для того есть. Примером можно считать открытие КПП у Верхнего Ларса, который ни Москва, ни Тбилиси ранее открывать не желали. Автомобильное движение по дороге из Грузии в Россию восстановилось, и в первую очередь это было нужно Еревану. МИД Армении вел долгие переговоры как с грузинским, так и с российским МИД. Другое дело, что власть в Армении настолько завязла во внутреннем политическом болоте, что внешнеполитические приоритеты и программы не находятся в центре ее внимания. В Ереване, некогда гордящемся своей комплементарной политикой, стали забывать простую истину, согласно которой внешняя политика - продолжение внутренней.

Надежды на позитивные импульсы озвучили также в Сухуми и Цхинвали. По словам секретаря Совета безопасности Абхазии Станислава Лакобы, Абхазию не могут не интересовать события, происходящие в соседней Грузии, тем более что в "Грузинской мечте" менее истеричные и вполне вменяемые люди, с которыми можно разговаривать. "Если мы дойдем до мирного соглашения, то это будет прорывом в абхазо-грузинских отношениях. Некоторые яркие представители "Грузинской мечты" были не против того, чтоб разговаривать с Абхазией как со стороной в конфликте и не исключали независимости Абхазии", - подчеркнул Лакоба. Пока что молчат Тегеран, Баку и Анкара, очевидно выжидая дальнейшего развития событий.

Для Ирана Грузия представляет немалый интерес в связи со строящимися на ее территории объектами военной инфраструктуры. В первую очередь речь идет о строящемся на американские деньги бетонном автобане Тбилиси-Батуми, протяженность которого уже перевалила за сотню километров. Именно с этого автобана при желании американские самолеты легко могли бы взлетать и совершать полеты в любом угодном направлении. Учитывая неспадающую напряженность в американо-иранских отношениях и упорное нежелание Тегерана отказываться от ядерной программы, нынешняя позиция Тбилиси в этом вопросе явно будет иметь не последнее значение как для ИРИ, так и для США. И поэтому Тегеран должен испытывать нескрываемый интерес к перетасовке политических карт в Тбилиси.

Для Анкары и Баку Грузия представляет интерес в плане развития инфраструктурных проектов связывающих Турцию с Азербайджаном. Поскольку весь турецкий экспорт в Азербайджан и наоборот идет по территории Грузии и на сегодня этот путь, по сути, безальтернативен.

Что касается Армении, то для нее Грузия имеет стратегическое значение, поэтому любая дестабилизация в Грузии может привести к нежелательным последствиям. Война 08.08.08 наглядно продемонстрировала значение сохранения спокойствия в этой стране для Армении, лишившейся в те дни последней сухопутной связи с внешним миром. Иванишвили рассматривает вопрос о восстановлении железнодорожного и автомобильного сообщения с Абхазией, что представляет большой интерес не только для Армении, но и для России с Турцией, поскольку существенно увеличит их товарооборот. Турецкие производители пока не имеют прямого сухопутного пути для выхода на российский рынок. Если это заявление Иванишвили выйдет за рамки пиар-кампании и станет явью, это положит начало новой трансформации расстановки сил на Южном Кавказе. Абхазский участок железной дороги, протянувшейся от остановочной платформы Псоу (абхазско-российская граница) до остановочной платформы Ингур (абхазско-грузинская граница) - 221 км, закрыт для Армении и Грузии с 14 августа 1992 года, после подрыва железнодорожного моста через реку Ингури, разделяющей Грузию и Абхазию. Как результат на данный момент возможности армянской Южно-кавказской железной дороги находящейся в концессионном управлении РЖД ограничиваются перевозкой пассажиров и грузов внутри Армении и в Грузию в порты Поти и Батуми. Из четырех стыковых станций ЮКЖД работает только одна с Грузией - Айрум-Садахло.

В случае восстановления сквозного участка абхазской железной дороги Армения посредством стыка Айрум-Садахло получит возможность продолжить железнодорожное сообщение от Поти до Краснодарского края и дальше. Армянское руководство сможет отбросить в сторону эфемерные проекты по строительству железной дороги Иран-Армения и открытию уже успевшего проржаветь участка дороги с Турцией. Взамен Еревану нужно как минимум проявить заинтересованность к предложению грузинского политика. Существенно, что в случае если Абхазия проявит интерес к этому предложению, шансы на что, учитывая заинтересованность Москвы, строящийся в Армении автотранспортный коридор Север-Юг также получит большие шансы на продолжение через Абхазию. Тем самым Армения практически возвратится к железнодорожному и автотранспортному сообщению времен СССР, что позволит Еревану стимулировать развитие экономики. Это в свою очередь будет выгодно, не только Армении, но и России, Абхазии, Турции и самой Грузии. Остается лишь надеяться, что Иванишвили-премьер не изменит прагматизму и расчетливости Иванишвили-бизнесмена.