Отдых и туризм
Отдых в Турции может заметно подорожать
И, судя по всему, Анкара готовит симметричный ответ. В Астану уже собирается с визитом министр культуры и туризма Турции, чтобы обсудить ситуацию со своими казахстанскими коллегами.
Как рассказал заместитель председателя Комитета гражданской авиации МТК РК Серик Мухтыбаев, внесение поправок в Закон «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» было осознанной необходимостью. «В результате банкротства турецкой авиакомпании Sky Airlines в июне текущего года казахстанские туристы не смогли своевременно вернуться в Казахстан, — напомнил он. — Их возвращение было организовано за счет государства. Аналогичные ситуации возникали и в прошлые годы».
По словам Мухтыбаева, аналогичный запрет на осуществление чартерных перевозок иностранными авиакомпаниями уже давно действует в России и Беларуси.
Сейчас же чартерные иностранные авиакомпании, выполняющие полеты в Казахстан, заключают договоры по оказанию услуг напрямую с туроператорами и не несут ответственности за срыв или задержку рейса перед казахстанскими пассажирами.
По мнению зампреда КГА, никакой трагедии для иностранных авиаперевозчиков нет: они могут перевести свои чартерные рейсы в регулярный формат и продолжить летать. Для этого необходимо внести поправки в межправительственное соглашение, по которому осуществляется авиасообщение между двумя странами.
Несомненно, в первую очередь новые правила игры коснутся турецких авиаперевозчиков. Эта страна уже много лет остается самым популярным у казахстанских туристов местом отдыха. В этом году, например, путевки на анатолийские курорты купят около 300 тысяч наших соотечественников. Со стороны Казахстана туда летают Air Astana, Scat и несколько авиакомпаний помельче. Со стороны Турции — Corendon, Atlas Jet, Anadolu Jet, Pegasus и — до недавнего времени — обанкротившийся Sky Airlines. По данным КГА, на долю наших чартеров приходится около 41% перевозок на турецкие курорты.
Глава Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова в целом поддерживает правительственную новацию. Однако…
«Особенность нашей отрасли такова, что туроператоры, еще не имея разрешения на чартеры, в разгар осенне-зимнего сезона, то есть в ноябре-декабре, уже подписывают договоры с авиакомпаниями на будущее лето, — рассказывает Рашида Рашидовна. — Если этого не делать зимой, то летом туроператоры окажутся без бортов. Как только подписан договор с авикомпанией, туроператор обязан положить деньги на депозит, а потом и перечислять деньги за проданные билеты. Сейчас, например, продаются путевки вплоть до ноября. Потому появление такого закона в середине сезона — это беспрецедентный случай. По сути — форс-мажорные обстоятельства. А в этом случае никаких обязательств не возникает, и все могут умыть руки — турки, страховые компании, турагенты. Плюс турецкие авиакомпании могут потребовать недополученную прибыль — они ведь заключили договоры, запланировали рейсы, не искали новых направлений, не подписывали договоры с новыми партнерами. Это такая цепочка, в которой могут пострадать все — туроператоры, турагенты и, конечно, потребители».