Гай Борисов: Москва стремится потеснить Анкару в Закавказье, опираясь на Азербайджан?

29.09.2012

Анонсированный на 12-13 августа визит президента России Владимира Путина в Азербайджан активно комментируется экспертами. В целом превалирует мнение, что поездка Путина должна стать шагом к улучшению российско-азербайджанских отношений, как бы охладевших после того, как Баку фактически изгнал российских военных с радиорелейной станции слежения в Габале, потребовав за её аренду несообразную плату - $300 млн. ежегодно. Поскольку до этого аренда составляла лишь $7,5 миллионов, отказ российских военных от этой РЛС был предопределен.

Некоторые наблюдатели прогнозировали, что российско-азербайджанские взаимоотношения будут в этой связи надолго испорчены. Однако сегодня происходит прямо противоположный процесс - Москва и Баку движутся навстречу друг другу. Это, заметим, вызывает сильное недоумение в Армении, где были склонны считать, что разочарованная Азербайджаном Россия займет более выгодную для армянской стороны позицию, в частности, в вопросе урегулирования карабахского конфликта. Однако очень скоро разочарование охватило саму Армению, когда были повышены тарифы на поставляемый в страну российский газ, а также стало известно о крупной (до $1 млрд) российско-азербайджанской оружейной сделке.

Если недоумение Еревана, участвующего в едином с Россией оборонном блоке ОДКБ, понять, в общем-то, легко, то намечающееся сближение Москвы с Баку не может быть объяснено лежащими на поверхности причинами. Очевидно, что данный процесс (позитивные результаты которого, заметим, отнюдь не предопределены) вызван целым рядом очень существенных факторов.

На взгляд израильского политолога Авигдора Эскина, которого цитирует бакинское информагентство Vesti.az, основные темы, которые будет обсуждать Путин в Баку, лежат в экономической плоскости. "Обе страны стоят перед необходимостью выработки новой стратегии на рынке газа и углеводородов после начала "сланцевой революции", считает эксперт. Также Эскин полагает, что намерение Москвы играть более существенную роль в Закавказье требует от неё "некоторого геополитического переосмысления". Вероятно, можно согласиться с тем, что такое "переосмысление" началось в Москве после того, как стало ясно, что России не удастся найти общий язык с Анкарой по сирийскому вопросу. Думается, впрочем, что свою роль сыграло и то, что правительство Реджепа Эрдогана, невзирая на частую и громкую критику в адрес НАТО, даже не попыталось в какой-то степени дистанцироваться от Севроатлантического альянса, а кроме того, турецкая внешняя политика продемонстрировала очевидную непоследовательность и непредсказуемость. Поэтому российская сторона и стремится упорядочить свои отношения с Баку и - частично - с Тбилиси, ибо и Азербайджан, и Грузия могут быть как проводниками турецкого влияния в регионе, так и - с российской помощью - противостоять и ограничивать это влияние.

Здесь, однако, есть существенный нюанс. По данным азербайджанского государственного статистического ведомства, турецкие инвестиции в азербайджанскую экономику за первое полугодие текущего года превысили 37% от общего объема зарубежных инвестиций. Даже Британия, осуществляющая на Апшероне масштабные нефтегазовые проекты, отстает по этому показателю почти вчетверо. Не говоря уже о России, инвестиции которой едва достигли 7%. В подобных условиях, разумеется, сложно говорить об усилении политического влияния России в Азербайджане, и более чем вероятно, что визит Путина, помимо прочего, должен положить начало процессу выправления такого перекоса.

Отметим, что это способно пусть косвенно, но достаточно действенно отразиться и на российско-грузинской повестке. Дело в том, что Азербайджан стал для Грузии таким же важным партнером, как Анкара - для Баку. Грузинский посол в Азербайджане Теймураз Шарашенидзе сообщил журналистам, что азербайджанские бизнесмены вложили в экономику его страны $210 миллионов, "в результате чего открылись тысячи новых рабочих мест". Еще 2 миллиарда инвестиций Тбилиси надеется получить от проекта Трансадриатического газопровода (ТАР), по которому каспийский газ будет транспортироваться в Европу транзитом через Грузию и Турцию. Большие ожидания грузинской стороны связаны и с запланированным на будущий год открытием строящейся железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс (Турция). Неслучайно поэтому грузинский посол в Баку назвал дальнейшее улучшение отношений с Азербайджаном приоритетом для Тбилиси. В переводе с дипломатического языка всё это выглядит как признание политической зависимости Грузии от Азербайджана и в целом - от политического, военного и экономического тандема Баку и Анкары. Именно поэтому возможное потепление и расширение российско-азербайджанских отношений может вынудить грузинскую сторону идти на сотрудничество с Москвой, невзирая даже на "вечную" проблему Абхазии и Южной Осетии.

Одним из таких шагов, в частности, может стать актуализация вопроса о реанимации Абхазской железной дороги. Напомним, он уже был поднят со стороны Тбилиси, но, в отличие от Армении, не вызвал энтузиазма у Москвы, которая, видимо, надеялась, что турецко-армянская граница будет открыта, а это снимет проблемы, связанные со снабжением российской военной базы в армянском Гюмри. Между тем, быстрая и крайне негативная реакция Азербайджана, напуганного перспективной деблокирования Армении, заставила грузинское руководство свернуть эту тему. Однако в меняющихся условиях она может вновь встать на повестку дня. Это возможно, если российское экономическое и, соответственно, политическое влияние на Азербайджан постепенно начнет превалировать над турецким. Параллельно, как уже сказано, станет расти значение Москвы и для Грузии. В этих условиях проблема "территориальной целостности" перестанет играть первостепенную роль в политике Тбилиси. Также карабахский конфликт останется замороженным, причем на очень долгое время. Взамен "призом" для Армении станет возможность беспрепятственного сухопутного сообщения с Россией, СНГ, Европой. Кстати, с учетом того факта, что Ереван и Евросоюз объявили об успешном завершении переговоров вокруг создания Зоны свободной торговли, а в Армении действуют более 1000 российских фирм и совместных предприятий, это может быть выгодно и российской стороне. Ведь она таким образом получит возможность беспрепятственного, да еще и льготного выхода не европейские рынки. Армения же превратится в своеобразный регион, где начнут сходиться интересы ЕС и Таможенного союза.