"Украина села на приднестровские рифы": обзор СМИ Приднестровья

11.11.2012

Геополитика: "Молдавия и пряником, и кнутом пытается затянуть "в Европу" и Приднестровье". Молдавско-приднестровское урегулирование: "Денонсация Соглашения о прекращении огня 1992 года автоматически приводит стороны конфликта в окопы". Энергетика: Газопровод Яссы-Унгены - "реинкарнация мифологического троянского коня".

Геополитика: "Молдавия и пряником, и кнутом пытается затянуть "в Европу" и Приднестровье"

Как известно, осень 2013 года должна стать во многом судьбоносной для внешнеполитического курса Молдавии, пишет "Евразийское Приднестровье". Правительство страны намеревается подписать в Вильнюсе договор о вхождении в Зону свободной торговли с ЕС... В исторической плоскости совсем недавно, а именно в 2006 году, в Вильнюсе прошел международный саммит под очень европейским названием "Общее виденье добрососедства". Участники саммита - лидеры Украины, Грузии, Молдавии, Латвии, Литвы, Эстонии, Болгарии, Польши, Румынии под чутким руководством вице-президента США Ричарда Чейни и верховного представителя ЕС по общей внешней политике и политике безопасности Хавьера Соланы собрались, скажем прямо, укрепить создание так называемого "санитарного кордона" вокруг России. Отдалить указанные страны и еще больше оградить Европу от не совсем удобной, возрождающейся России.

С одной стороны антироссийская политика в бывших странах СССР потерпела поражение, пишет "Евразийское Приднестровье". Учитывая судьбу президента Украины Виктора Ющенко, проигравшего выборы. Аналогичная ситуация сложилась и в Грузии, в которой президент Михаил Саакашвили потерял все рычаги влияния. А с другой - посеянные семена имеют свойство прорастать. То есть, деятельность Запада в Восточной Европе - не только промахи, но и успехи. Так, уже осенью в Вильнюсе должно состояться событие, которое станет определяющим для дальнейшей судьбы Молдавии.

Громкое заявление молдавского правительства о завершении 16-месячных переговоров в 7 раундов (последний раунд прошел 11 - 12 июня) между Кишиневом и Брюсселем о договоре по созданию Зоны свободной и всеобъемлющей торговли с ЕС (DCFTA) не остались не замеченными, продолжает "Евразийское Приднестровье". За сухими комментариями переговорщиков скрывается несколько важных вопросов: где текст документа? о чем говорили и к чему пришли попунктно? Если есть соглашение (либо его фантом), намечены сроки его подписания, то должны быть и определенные последствия. Выделим наиболее заметные:

1. 10 лет с момента подписания на адаптацию Молдавии и 300 миллионов евро кредит. Кредиты - дело хорошее, но они имеют свойство одно - их необходимо отдавать! Для справки: Министерство финансов Молдавии сообщило, что на начало июня 2013 года государственный долг составил - 1 миллиард 210,65 миллионов долларов.

2. 30 миллионов евро на создание и оснащение лабораторий для тестирования и сертификации молдавских товаров. То есть, "браковать" молдавскую продукцию, "невписавшуюся" в требования ЕС будут на родине.

3. Свободное перемещение рабочей силы - миграция. Так, например, из европейской Болгарии на заработки выехали 1 миллион человек, Румынии - 3,5 - 4 миллиона, Литвы - до 1 миллиона. Что будет с населением Молдавии, которое на сегодня (по некоторым подсчетам) до 1 миллиона трудится за рубежом? Неужели Молдавия останется без людей?

4. Либерализация торговли товарами и услугами. Все "плюсы" подобной "либерализации" ощутили на себе уже упомянутые восточные европейцы. Например, Болгария, осталась без сельского хозяйства, больше не производит томаты. Главный и единственный источник дохода - туризм. В Эстонии с прилавков магазинов пропала каменная соль, дабы простимулировать спрос на консервированные овощи зарубежных производителей.

5. Снижение таможенных тарифов и нетарифных барьеров. А как же быть с интересами национальных производителей, которые могут не выдержать конкуренцию с европейскими товарами? Как правительство рассчитывает защищать их? Ведь в тех же европейских странах действуют меры по поддержке государством отечественных производителей. Например, уровень самообеспечения продукцией агропромышленного комплекса во Франции - на 100%, Германии - 93%, Италии - 78%.

6. Гармонизация законодательства Молдавии с европейским. Значит, молдавский Закон об обеспечении равенства, также известный как закон о равенстве шансов, фактически легализовавший открытое существование представителей секс-меньшинств - это только начало?

7. Либерализация визового режима к 2015 году, что вероятно может привести к визовому режиму с Украиной и Россией.

Сделаем выводы, пишет "Евразийское Приднестровье". Во-первых, в погоне, за тем, чтобы ослабить Россию, западные "локомотивы" закрывают глаза даже на экономические кризисы в собственной вотчине, а Молдавия, руководимая сегодня людьми, мало ратующими за собственную страну и народ, не хочет замечать существующих проблем в ЕС. Во-вторых, в Молдавии мнение народа спрашивать не принято! Не так давно Институтом маркетинга и опросов (IMAS) в период с 10 по 26 мая 2013 года по заказу агентства IPN проводился опрос общественного мнения. В нем приняли участие 1143 жителя Молдавии. Погрешность составила /- 3%. Опрос показал, что 77% населения уверены в неверном курсе страны. При этом 61% молдаван ничего не слышали о саммите в Вильнюсе, на котором планируется подписать соглашение о свободной торговле и ассоциации Молдавии с ЕС. Не слишком ли большую цену платит Молдавия? Или какой курс, такая и цена? - подводит итог издание.

Кишинёв на всех парах мчится к своей первой евроинтеграционной станции под названием "Вильнюс", пишет "Приднестровье и Россия". Там, на саммите "Восточного партнёрства" могут быть парафированы соглашения между РМ и ЕС о зоне торговли и об ассоциации. Это будет означать начало реального вхождения Молдавии в сферу влияния Евросоюза и отрыва Кишинёва от пространства бывшего СССР.

Саммит пройдёт в конце ноября, продолжает "Приднестровье и Россия". Но до этого ожидаются 2 не менее интересных мероприятия. Первое. Премьер-министр РМ Юрий Лянкэ может встретиться с президентом ПМР Евгением Шевчуком (встреча состоялась 23 сентября в Тирасполе - прим. ИА REGNUM). Второе. 3 октября в Брюсселе должен пройти очередной раунд переговоров по урегулированию молдавско-приднестровского конфликта в формате "5 2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - гаранты и посредники, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США - наблюдатели - прим. ИА REGNUM). В этой насыщенной атмосфере становится очевидным, что дипломатия ПМР потеряла инициативу. После того, как Юрий Лянкэ заменил Владимира Филата в кресле главы правительства Молдавии, было бы логично от имени Тирасполя предложить ему встречу либо с президентом, либо с премьером Приднестровья. К этой встрече следовало бы от имени приднестровской стороны приготовить повестку дня с жизненно важными для ПМР неполитическими вопросами, предложить место и дату проведения этих переговоров. И тогда Кишинёв был бы должен определяться по своим дальнейшим шагам. Вместо этого приднестровские руководители чего-то ждали. Мы опять проявляем пассивность, отстаём на 1-2 хода.

К этому надо добавить, что руководство Молдавии целенаправленно идёт, говоря популярной фразой, "в Европу через Румынию", пишет "Приднестровье и Россия". Идёт более настойчиво, чем это было до прихода в кресло премьер-министра Юрия Лянкэ, а в кресло председателя парламента - Игоря Кормана. Этому есть вполне рациональное объяснение: Лянкэ и Корман - не харизматичные лидеры партий с самостоятельной политической опорой. Перед нами - функционеры, прозападные дипломаты, чётко встроенные в схему США и ЕС по окончательному расчленению пространства бывшего СССР. Будучи чиновниками по своему духу, они не формулируют стратегию развития Молдавии, а чётко проводят генеральную линию следующего характера. Во-первых, убедить ПМР вступить под верховенством РМ в зону торговли с ЕС. Во-вторых, устрашить ПМР последствиями невступления в эту зону. В-третьих, добиться принципиального согласия ПМР войти (опять-таки под эгидой Кишинёва) в сферу действия соглашения ЕС-РМ об ассоциативных отношениях. Чтобы всего этого добиться, руководству Молдавии крайне важно до Вильнюса провести встречу с президентом ПМР Евгением Шевчуком, а также обеспечить явку приднестровской делегации в Брюссель 3 октября. Расчёт прост: авось, приднестровцы дрогнут, сломаются, пойдут хотя бы на частичные уступки. В таких делах главное - положить начало.

Вот только надо ли Приднестровью до Вильнюса встречаться с представителями Кишинёва, что в двустороннем формате, что в формате "5 2"? - продолжает "Приднестровье и Россия". Думается, нет. Ведь Молдавия всё равно на уступки, связанные с возможным изменением или, по крайней мере, корректировкой своего курса, не пойдёт... Балансирование Молдавии между Востоком и Западом, бытовавшее с послевоенного 1993-го по 2009 год, прекращается. Можно возразить: но разве в 2009-2013 годах, после свержения коммунистов, правящий Альянс за европейскую интеграцию балансировал? Разве сразу, в 2009-м, разворот в сторону Брюсселя и Бухареста, не произошёл? Произошёл. Но есть важный момент. До последнего времени у Кишинёва не было чёткой евроинтеграционной перспективы; всё оставалось на уровне слов и смутных обещаний. А вот сейчас впереди маячит Вильнюс и парафирование конкретных соглашений.

По сути дела, нынешнее руководство Молдавии рвёт с Востоком так же решительно, как и прорумынский Народный фронт Молдавии в начале 90-х, пишет "Приднестровье и Россия". Просто методы различные. Тогда это была митинговая психопатия, культ всего румынского и война, а сейчас - серия соглашений, меняющих правила жизни страны во всех областях, перевод её на принципиально иные, чем было доселе, стандарты. Но суть одна.

ПМР не собирается участвовать в европейской интеграции и сближении Молдавии с Румынией, продолжает "Приднестровье и Россия". Это понимают в Кишинёве. Анализируя ситуацию, можно предположить: молдавское руководство пытается воспользоваться нынешними российско-украинскими противоречиями и взять ПМР в жёсткую блокаду со всех сторон. Цель: гуманитарная катастрофа в случае неуступчивости приднестровской стороны и последующая капитуляция Тирасполя на унитарных условиях Кишинёва. В этой обстановке встреча на высшем уровне до Вильнюса ничего полезного не даёт Приднестровью. Мы же не можем знать, что будет на саммите "Восточного партнёрства". Значит, не будем знать ни своих козырей, ни козырей кишинёвских оппонентов. С этой точки зрения правильнее было бы такую встречу проводить уже в декабре или позже. Равно, кстати, как и переговоры в формате "5 2", подводит итог издание.

Вот и лето прошло, отшумели праздники, дипломаты и политики взялись за старое - урегулирование взаимоотношений между Кишиневом и Тирасполем, пишут "Профсоюзные вести". И то, с какой молниеносностью в конце августа - начале сентября произошли значимые политические события, можно смело прогнозировать: новый политический сезон окажется насыщенным.

В начале октября в "логове НАТО", бельгийской столице, должен пройти очередной раунд политических консультаций в переговорном формате "5 2", продолжают "Профсоюзные вести". Политические представители Приднестровья и Молдавии Нина Штански и Евгений Карпов начали готовиться к ней заблаговременно, встретившись в предпоследний день лета в Кишиневе. Наряду с этим в повестку дня их переговоров был включен и вопрос о возможной встрече приднестровского президента Евгения Шевчука и премьер-министра Молдавии Юрия Лянкэ. Напомним, что с предыдущим руководителем исполнительной ветви власти Молдавии Владом Филатом наш президент встречался несколько раз. И не зря, вспомним хотя бы достигнутые договоренности по железной дороге, облегчившие приднестровским хозяйствующим субъектам, прежде всего, ММЗ и Рыбницкому цементному комбинату транспортную логистику экспортных поставок. Кстати, срок действия протокольного решения "О принципах возобновления полноценного грузового железнодорожного сообщения через территорию Приднестровья" истекает 30 сентября и стороны выражают готовность продлить их (в ходе встречи 23 сентября Шевчук и Лянкэ продлили их до 1 января 2015 года - прим. ИА REGNUM).

Три осенних месяца в Приднестровье и Молдавии пройдут под знаком Вильнюса, пишут "Профсоюзные вести". Именно в литовской столице Молдавия надеется парафировать документ о свободной торговле со странами Евросоюза. Позиции сторон по этому вопросу уже четко обозначены. Тирасполь, уважая европейский выбор Молдавии, тем не менее, провозглашает другой, прямо противоположный внешнеполитический вектор - евразийский. Кишинев "в Европу" пытается затянуть и Приднестровье. И пряником ("мы так покажем приднестровцам преимущества ЕС, что они сами подтянутся туда"), и кнутом (миграционные посты между ПМР и РМ и "или приднестровские предприятия играют по правилам Евросоюза, или после 2015 г. они ищут другие рынки сбыта и сырья"). Вряд ли до вильнюсского саммита стран "Восточного партнерства", который планируется на 28 ноября, может произойти что-то кардинальное, изменяющее привычный ход событий. Главной интригой остается ответ на вопрос - примут не примут, парафируют, не парафируют? При этом самое интересное состоит в том, что общественности вообще неизвестно содержание документа о зоне свободной торговли РМ-ЕС, который предстоит парафировать. В нем, как в мешке с котом, могут быть такие "приятные во всех отношениях" сюрпризы, что мало молдавской экономике не покажется.

Приднестровье является геополитическим узлом, и это секрет полишинеля, продолжают "Профсоюзные вести". На этом клочке земли, которые разные политики считают своим (румынским, украинским, российским), сошлись интересы больших геополитических игроков. Приднестровье - наглядный пример противостояния политических и экономических интересов различных государств. Наверное, это горестная планида всех малых государств с выгодным географическим расположением на пересечении транзитных путей. В таких ситуациях все зависит от того, чем хотят видеть подобные территории "вершители судеб мировых". Если цивилизационным разломом, когда "кто не с нами, тот против нас", то это одно, а если "мостом между Западом и Востоком", то это совсем другое.

Отслеживая информационное пространство соседней Молдавии, складывается такое субъективное впечатление, что молдавским политикам завидно, что не их стране доводится быть средоточием интереса мировых игроков, пишут "Профсоюзные вести". Хотя и Кишиневу грех жаловаться. Кто бы знал, где находится Молдавия, если бы не приднестровский конфликт. На урегулировании Кишинев буквально паразитирует, привлекая все новые и новые займы и кредиты от доверчивых европейцев, американцев и азиатов. Вот эта ревность и вынуждает молдавских политиков и их румынских патронов все время что-то комментировать, обсуждать, выдвигать версии и др. Замшелые националисты вроде Гимпу, его зама Мунтяну и независимого депутата Годи в визитах Рогозина и патриарха Кирилла в Приднестровье увидели ни много, ни мало, а "унижение молдавского народа". И больше всего их беспокоят даты посещений Рогозиным и Кириллом Молдавии и Приднестровья, в которых они усматривают избыточную долю символизма.

Самое интересное, что молдавские политики, опьяненные собственной значимостью, учатся бравировать и "подниматься в геополитические эмпирии" у своих запрутских братьев, продолжают "Профсоюзные вести". К примеру, эксцентричный румынский президент на днях заявил: "Россия может получить Приднестровье в обмен на Сирию". Выше крыши поднял наш геополитический статус Бэсеску. Тогда к чему все эти обвинения, что ПМР - это фантом, что "их армия, и их парады - блеф", что все разговоры о собственной государственности - это химеры. Пусть блеф, пусть химеры, пусть говорят, пусть резвятся. Но ведь мы есть фактически, физически, де-факто. И уже 23 года. Блефовать так долго невозможно! И визит Рогозина в Тирасполь во главе представительной делегации не химера, а пример всеобъемлющей поддержки Россией соотечественников, где бы они ни проживали. Капсула в фундамент педиатрического центра не просто символ, а реальное воплощение этой поддержки. Потому что после фундамента будет крыша, подводит итог издание.

Стало известно, что встреча премьер-министра Молдавии Юрия Лянкэ и президента Приднестровья Евгения Шевчука состоится в ближайшее время, но, вопреки ожиданиям, ее уровень будет занижен, а предложенные к рассмотрению вопросы будут обсуждаться без Украины - страны председательствующей в ОБСЕ и являющейся наряду с Россией гарантом молдавско-приднестровского урегулирования, пишет ИА "Тирас". По инициативе министра иностранных дел Нины Штански, переговоры пройдут в Тирасполе, где стороны обсудят даже не пути урегулирования конфликта, а лишь вопрос продления соглашения о железнодорожном сообщении через Приднестровье.

По мнению директора "С-Центра" Екатерины Богатой-Шведул, такое развитие событий наглядно демонстрирует провал миротворческих инициатив Киева на молдавско-приднестровском направлении, продолжает ИА "Тирас". С самого начала председательства Украины в ОБСЕ определенные силы сделали все возможное, чтобы оно было не продуктивным. Обратите внимание, как были сорваны одна за другой встречи глав РМ и ПМР во Львове и Одессе. Конечно, это просто подрывало миротворческий авторитет Киева. И вот теперь Юрий Лянкэ и Евгений Шевчук будут общаться вне Украины, без Леонида Кожары, в Тирасполе. Это своеобразная жирная, больше похожая на кляксу, точка в украинском председательстве в ОБСЕ.

Скорее всего, в Киеве попытаются проанализировать 2013 год и сделать соответствующие выводы, пишет ИА "Тирас". По всей видимости, речь идет о крупной региональной игре, в которой Киеву отвели показательную роль "мальчика для битья". Тут смешался и Вильнюс, и традиционные зоны влияния, и общий негативный региональный социально-экономический и политический фон.

В целом, 2013 год был годом регресса во взаимоотношениях Тирасполя и Кишинева, продолжает ИА "Тирас". Он показал, что даже Украина, контролируя приднестровскую границу, имея крупную диаспору и будучи страной-гарантом, практически не влияет на процессы в регионе. Что тогда говорить, о каких-то далеких странах, регулярно пытающихся помирить Молдавию и Приднестровье. Все попытки в итоге превращаются в фарс или трагикомедию. А Украина под занавес своего председательства в ОБСЕ реально села на приднестровские рифы и теперь долго будет отплывать на привычную для нормальных кораблей глубину, подводит итог издание.

Молдавско-приднестровское урегулирование: "Денонсация Соглашения о прекращении огня 1992 года автоматически приводит стороны конфликта в окопы"

Молдавский парламентарий предложил разрушить все механизмы переговорного процесса по молдавско-приднестровскому урегулированию, пишут "Новости Приднестровья". Председатель партии "Демократическое действие" Михай Годя представил своё видение выстраивания отношений Кишинёва с Тирасполем. Основные тезисы своих предложений Годя озвучил на пресс-конференции в Кишинёве. Начал молдавский парламентарий со своего видения миротворческой операции на берегах Днестра и договорился до того, что Приднестровье необходимо признать зоной российской военной оккупации. "Пока там останется хоть один российский солдат, хоть одна запчасть российской военной техники, это будет проявлением агрессии", - заявил во всеуслышание Годя.

До этого ещё не доходил ни один молдавский политик, среди которых радикалов в избытке, продолжают "Новости Приднестровья". Здесь стоит напомнить, что наряду с российскими в миротворческой операции принимают участие также и молдавские военнослужащие. Кем их стоит считать на земле Приднестровья, Годя, правда, не уточнил. Напомним, что ещё в конце прошлого года Молдавия в одностороннем порядке ввела в Бендеры дополнительные силы своего миротворческого контингента. Ввод же в город интендантского подразделения приднестровских миротворцев, которые, в отличие от молдавских коллег, были не вооружены, вызвал настоящую истерику у Кишинёва. Не говоря уже о том, что приднестровский город Бендеры и так достаточно нашпигован вооружёнными сотрудниками МВД и Минюста Молдавии. Миротворческая операция осуществляется в зоне молдавско-приднестровского вооружённого конфликта, согласно Соглашению 1992 года, под которым стоит подпись тогдашнего молдавского президента. Его денонсация автоматически приводит стороны конфликта в окопы. Ни один здравомыслящий человек не желал бы своему народу кровопролития. Отсюда делаем выводы.

На миротворческом аспекте Годя, однако, не остановился и перешёл к экономике, и так же, как и в случае с миротворцами проявил крайнюю неосведомлённость в данном вопросе, пишут "Новости Приднестровья". Судите сами, молдавский парламентарий выступил за непризнание Молдавией приднестровских экономических сделок, заявив при этом, что они не признаются на международном уровне. Вот здесь как раз всё наоборот, именно Кишинёв не признаёт право приднестровских предприятий на внешнеэкономическую деятельность, хотя это право было оговорено отдельным пунктом в Меморандуме об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 8 мая 1997 года, подписанном, в том числе и молдавским президентом. То, что под этим документом стоит подпись ещё и тогдашнего действующего председателя ОБСЕ, свидетельствует о международном признании за приднестровскими экономическими агентами права на внешнеэкономическую деятельность. Но, судя по всему, для молдавского парламентария организации, объединяющей 57 государств трёх континентов, не существует.

Не существует для господина Годи и отдельных государств, продолжают "Новости Приднестровья". Заявив, что Молдавии следует вести переговоры по молдавско-приднестровскому урегулированию только с Россией, молдавский нардеп не заметил в числе участников переговорного формата "5 2" всё ту же ОБСЕ, а также ещё одного посредника (Украину) и двух наблюдателей (США и ЕС). В конце пресс-конференции Годя сам себе поставил диагноз - расщепление сознания. Он предложил отгородиться от Приднестровья контрольно-пропускными пунктами вдоль "административной границы, закреплённой Соглашением о прекращении огня 1992 года". Оказывается он прекрасно осведомлён о данном документе, подводит итог издание.

11 сентября в кишинёвском офисе миссии ОБСЕ прошло очередное заседание экспертных групп от Приднестровья и Молдавии по вопросам телекоммуникаций и почтовой связи, пишет "Рупор ПМР". Одним из его итогов стало то, что молдавская сторона дала согласие пообсуждать на следующей встрече экспертов возможность возобновления переговоров по взаимному вещанию телеканалов друг друга. Если учитывать, что до сих пор представители Кишинёва вообще старались обходить эту тему, то стоит считать этот факт большим достижением.

Для тех, кто не в курсе, поясним - одним из односторонних шагов со стороны Приднестровья была трансляция двух молдавских каналов ("Молдова-1" и "Публика ТВ"), продолжает "Рупор ПМР". Тирасполь ждал ответного шага достаточно долго - целый год. И не дождавшись, в канун наступления 2013-го сначала "отрубил" "Публику", о чём предупредил молдавских представителей, а затем - и "первый". Приднестровье при каждом удобном случае пыталось поднять телевизионную тему. Кишинёв, как было сказано выше, под любым предлогом уходил от её обсуждения.

Отговорки представителей Молдавии, что они не вольны что-либо решать в данном вопросе, взбесили даже самых лучших их друзей, пишет "Рупор ПМР". Помнится ещё в апреле этого года руководительница местной полевой миссии ОБСЕ Дженнифер Браш заявила, что отказ молдавских властей транслировать приднестровские телеканалы - нелепость в эпоху вездесущности и доступности интернета. "Думаю, это нелепо. Я не понимаю, почему люди так боятся информации. Наоборот, люди должны иметь максимальный доступ к информации. Хорошо, чтобы жители Приднестровья знали, что говорят в Молдавии, а жители Молдавии знали, что говорят о них в Приднестровье. Люди всё равно получают информацию из интернета и других средств коммуникации. Поэтому решение не транслировать эти телеканалы просто непонятно... Они предоставляют целый ряд причин, ни одна из которых меня не убеждает. И я им прямо говорю об этом", - сказала тогда глава миссии ОБСЕ в Молдавии.

При этом стоит обратить внимание, что уж кого-кого, а госпожу Браш нельзя заподозрить в симпатиях к Приднестровью, продолжает "Рупор ПМР". Не для того её из штатовского Госдепа пропихнули на эту должность, чтобы она вторила приднестровским представителям. Но её тоже понять можно. До недипломатических высказываний в прессе довело молдавское руководство. Ну, не клеится у ОБСЕ-шников, взятая ими же самими непомерная планка выстраивания мер доверия между Кишинёвом и Тирасполем.

Во всей этой истории поражает ещё один факт, пишет "Рупор ПМР". В то время, когда приднестровские и молдавские эксперты обсуждали сегодня возможность возобновить переговоры о взаимном вещании телеканалов, Координационный совет по телевидению и радиовещанию Молдавии, а именно на отсутствие его решения о трансляции приднестровских телеканалов ссылались кишинёвские переговорщики всех уровней, одобрил вещание на молдавской территории румынского общественного телевидения TVR-1. В свою очередь, в Румынии будет транслироваться "Молдова-1". Координационный совет лишь одобрил то, что было заключено на высшем молдавско-румынском уровне.

Почти со стопроцентной уверенностью можно сказать, что одобрение носило исключительно формальный характер, продолжает "Рупор ПМР". Хотелось бы посмотреть, как кто-нибудь из членов Коордсовета заявил бы, что "ему "фиолетово", что заключило где-то на межправительственном уровне руководство его страны. Вопрос в том, а доходили ли приднестровские инициативы о взаимном телевещании до этого Координационного совета? Ведь, если верить официальным представителям Кишинёва, то решения на этот счёт не было вообще - ни положительного, ни отрицательного.

А вот теперь самое время поговорить о мерах доверия, пишет "Рупор ПМР". Но, исходя из действий молдавских власть предержащих, вытекает лишь один вывод - они стараются быть более "доверительноспособными" только по отношению к своему западному соседу. Точнее, даже не так - они стараются, как можно ближе языком достать до бухарестских гланд. Даже предложили румынскому президенту собственное гражданство, несмотря на то, что тот считал, считает и будет впредь считать Молдавию недоразумением на карте мира. Ради такого случая не грешно, по мнению кишинёвских политиков, наплевать и на собственную конституцию, заключив военное соглашение с чрезмерно активным членом НАТО. "В печку её с нейтральным статусом", - должен был сказать о конституции своей страны министр обороны Молдавии, ставя подпись под текстом договора о военном союзе с Румынией. В печку-то можно, но тогда господам из Молдавии стоит объяснить, зачем им вообще нужны какие-то переговоры с Приднестровьем. Мы и раньше двигались в разных направлениях. Теперь же Кишинёв решил дать форсаж, не меняя курса, подводит итог издание.

Энергетика: Газопровод Яссы-Унгены - "реинкарнация мифологического троянского коня"

В атмосфере помпезности 27 августа в присутствии премьер-министров Молдавии и Румынии и комиссара Европейского союза по энергетике Гюнтера Эттингера было положено начало строительства газопровода Яссы-Унгены, пишут "Новости Приднестровья". Не успели отзвучать бравурные речи высокопоставленных лиц двух стран, как дотошные журналисты одного из румынских телеканалов выяснили, что вся церемония проводилась на фоне театральных декораций.

За последнее время "продвинутые" потенциальные потребители медиа-продукта научились скептически относиться к тому, что им пытаются преподнести СМИ, продолжают "Новости Приднестровья". Поэтому есть предложение: не зацикливаться на театральных декорациях. Даже если бутафорность церемонии и была на самом деле. Хотя, если судить по недавнему сюжету Первого Приднестровского телеканала, работы после церемонии начала строительства трубопровода не велись. Давайте лучше "погоняем цифири". Например, сопоставим общую протяжённость газопровода с денежным вкладом каждой из сторон этой затеи.

Что мы имеем? - пишут "Новости Приднестровья". Протяженность газопровода Яссы-Унгены составит 43,2 километра. Из них 32,8 километров должны пройти по территории Румынии. На Молдавию, соответственно, остаётся 10,4 км. Весь проект оценивается в 19 с небольшим миллионов евро, из которых на молдавскую сторону приходится чуть более девяти миллионов - почти половина. Что тут сказать? Исходя из вполне реального желания Кишинёва диверсифицировать поставки газа и уйти из-под "газпромовского" ярма - это благотворительность! Вот только от Ясс на восток до самой границы с Молдавией Румыния не газифицирована. То есть выходит, что молдаване за свои "кровные бюджетные" собираются помочь провести газ в румынскую приграничную глубинку. Сделать локальные разветвления от магистрального трубопровода - дело плёвое. Стоит также заметить, что "конкурс" на его сооружение выиграли три компании: JV Habau Pipeline Systems SRL, Inspet SA и IPM-Partners Romania SRL. Вряд ли совпадение, что все три "оттендерованные" фирмы - румынские, а ведь в Европе, заметим, есть и более опытные прокладчики магистральных трубопроводов...

Но на этом "благотворительность" не заканчивается, продолжают "Новости Приднестровья". В Бухаресте сидят отнюдь не идиоты, чтобы не понимать, что "запрутские братья" тоже умеют пользоваться калькулятором. А вот дальше история с газопроводом Яссы-Унгены приобретает и вовсе мифологический оттенок. "Quidquid id est, timeo Danaos et dona ferentes!" - "Что там ни будь, я данайцев боюсь, дары приносящих!" Есть ощущение, что трубы, идущие на восток от Ясс, - реинкарнация мифологического троянского коня. Поставив свою подпись под соглашением о строительстве газопровода, министр экономики и вице-премьер Молдавии Валерий Лазэр заявил прессе, что те самые 9 миллионов евро из бюджета Молдавии впоследствии будут компенсированы Евросоюзом и Румынией. "Средства на это предусмотрены в бюджете Молдавии. В то же время ожидается, что три миллиона из этой суммы нам компенсирует Евросоюз. Румынская сторона также обещала предоставить шесть миллионов евро. Поэтому те средства, которые предусмотрены в бюджете, будут направлены на другие цели", - сообщил вице-премьер. При этих словах главным было не отбить ладошки от рукоплесканий в адрес европейских добродетелей.

Молдавия за время своей независимости уже немало получила грантов и очень льготных кредитов, пишут "Новости Приднестровья". Компенсация же затрат из госбюджета, по сравнению с былыми заимствованиями в мизерную сумму девять миллионов, - что-то новенькое в отношениях Молдавия-ЕС. Не знаем, насколько весомы для молдавской казны те самые девять миллионов, но и этой суммой можно будет шантажировать Кишинёв. При желании могут вспомнить вообще весь накопившийся внешний долг. Тем более Лазэр прилюдно пообещал, что пустит компенсированные средства на благие для всего народа цели. Народ будет ждать обещанного. При этом населению всё равно, откуда поступит газ - с Востока или с Запада. Может так случиться, что он вообще ниоткуда не пойдёт в Молдавию. Москве после этой истории с "диверсификацией" продлевать газовый контракт с Молдавией будет не резонно (23 сентября "Газпром" и правительство Молдавии договорились продлить еще на год действие старого контракта на поставку в республику российского газа - прим. ИА REGNUM). А что касается поставок газа из Румынии, то заметим, что речь идёт лишь о прокладке трубопровода от румынских Ясс до приграничного молдавского города Унгены. Речь о том, что кто-то поможет Молдавии тянуть газопровод дальше по стране, пока не идёт. Всё будет зависеть от поведения самого Кишинёва. Будет покладист - трубы потянут далее.

Заметим, что Молдавия уже не впервой задумывается об альтернативных поставках газа, продолжают "Новости Приднестровья". В ноябре 2012 года обсуждалась возможность участия Кишинёва в украинском проекте по использованию сжиженного природного газа, который бы доставлялся на судах-газовозах из других стран. Использование СПГ наряду с трубопроводным транспортом достаточно широко развито в мире. Кстати, и сама Россия также несколько лет назад стала применять технологию сжиживания газа для снабжения им севера Германии. Многие эксперты отмечают перспективность украинского СПР-проекта, но, тем не менее, Молдавия отказалась от участия в нём и, по-прежнему грезя диверсификацией газовых поставок, обратила взор в сторону Бухареста.

А что же происходит с газом в самой Румынии, чьи углеводороды собирается потреблять Молдавия? - пишут "Новости Приднестровья". Буквально через день после церемонии начала строительства газопровода Яссы-Унгены румынский президент Траян Бэсеску потребовал от ЕС вернуть 23 миллиона евро, вложенные Румынией в проект NABUCCO West. С помощью него Румыния хотела диверсифицироваться от российского газа так же, как и Молдавия хочет того же с помощью газопровода Яссы-Унгены. Румыния в своё время отказалась от участия в "газпромовском" проекте South Stream ("Южный поток") в пользу NABUCCO West, который тянут из Азербайджана через Турцию в Европу. Но разработчики месторождения в Азербайджане решили, что рентабельнее будет вести газ из Турции не по маршруту Болгария-Румыния-Венгрия-Австрия, а через Грецию, Албанию и Италию. Получит ли компенсацию Бухарест от Евросоюза, втянувшего Румынию в "набукковскую" авантюру, никто не знает. Можно лишь с полной уверенностью сказать, что газ страна не получит ни из Азербайджана через NABUCCO West, ни по "Южному потоку". Остаются лишь "газпромовские" трубопроводы, идущие в Румынию через территорию Украины, да собственные недра. Для чего строится "Южный поток", надеемся, напоминать не надо. Поэтому после завершения его строительства Бухаресту придётся рассчитывать только на собственные месторождения.

Стоит напомнить, что NABUCCO West и ТАР (упомянутый нами газопровод по перекачке азербайджанского газа в Европу через Турцию, Грецию, Албанию и Италию) далеко не первые проекты по транспортировке азербайджанских и среднеазиатских углеводородов в обход территории России, продолжают "Новости Приднестровья". Помнится, была такая организация ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). Правда, очень скоро от организации отвалилась вторая буква "У" со своим газом. Кроме периодических антироссийских выпадов, оставшуюся четвёрку объединяли ещё и нефтегазовые интересы Запада. Азербайджан рассматривался как источник ресурсов, а остальные три страны - как транспортёры. Баку нашёл более надёжного партнёра в лице Турции. Теперь же из числа "перекачивателей" выпала и Румыния.

На территории этой страны есть ряд нефтегазовых месторождений, пишут "Новости Приднестровья". Активно осваивается шельф, в том числе и вокруг острова Змеиный, вымороченный у Украины по решению Международного суда. Однако на шельфовых месторождениях ещё не начата промышленная добыча. По оценкам специалистов, станет это возможным где-то в 2020 году. Что же касается "наземных" месторождений, то они обеспечивают газом Румынию примерно на 60-80%. От 20 до 40% (по разным оценкам) приходится закупать в России. Вот и возникает вопрос, а не российский ли газ пойдёт по строящемуся газопроводу в Молдавию. Но при такой постановке вопроса не факт, что Москва увеличит поставки газа в Румынию. Да и с ценой на газ, полученный по этой реверсивной схеме, не всё ясно. Вряд ли он будет дешевле того, который поставляется в Молдавию сегодня. А с постройкой "Южного потока" так и вовсе подача его прекратится. Придётся ждать как минимум до 2020 года, когда начнётся промышленная добыча Румынией газа в акватории Чёрного моря...

Для чего всё это надо было, если снабжение газом самой Румынии под большим вопросом? - продолжают "Новости Приднестровья". Дело не в экономике, а в политике. Выше уже говорилось, что и девять миллионов евро с недотянутым до центра Молдавии газопроводом вкупе можно будет использовать как рычаг давления на Кишинёв для принятия тем соответствующих политических решений. "Это ещё один шаг на пути Молдавии в Румынию", - прокомментировал журналистам начало строительства газопровода Яссы-Унгены депутат Верховного Совета ПМР, один из руководителей украинской национальной общины в Приднестровье Владимир Боднар.