Израиль нужен всем как функция для аккумуляции ненависти: Израиль сегодня

01.12.2012

Внешняя политика: США стараются снять озабоченности Израиля

Израиль и регион: "Контуры будущего расклада на Ближнем Востоке"

Израиль, Иордания и Палестинская автономия подписали соглашение по спасению Мертвого моря

Внешняя политика: США стараются снять озабоченности Израиля

Президент США Барак Обама прокомментировал сделку по ядерной программе Ирана и свои разногласия с израильским премьер-министром Биньямином Нетаниягу. Обама выступил на форуме Хаима Сабана - знаменитого израильско-американского предпринимателя, организовавшего Saban Center for Middle East Policy.

Обама сообщил аудитории: "Мы можем предвидеть, в конечной стадии, что если у Ирана есть способность к обогащению урана, она настолько ограничена, и настолько прозрачна, ее так интенсивно инспектируют, что, в практических терминах, возможности прорыва для них не существует".

Обама также заявил: "Ирану не нужен укрепленный подземный ядерный объект - такой, как в Фордо. Им, определенно, не нужен реактор в Араке. И им не нужны некоторые из продвинутых центрифуг. Поэтому естественно возникает вопрос - готовы ли они откатиться назад, отказаться от некоторых достижений, которые они уже сделали. Подобные достижения не могут объясняться тем, что они просто стремятся к мирной атомной программе, но, честно говоря - стремятся к прорыву. И если нам удалось это существенно откатить назад... с моей точки зрения это - чистый выигрыш".

Обама также пригрозил, что в случае, если окончательное соглашение с Ираном не будет достигнуто, "то давление на них возобновится, и все те варианты, о которых я говорил, включая военный вариант, снова станут релевантными, и военный вариант - один из тех, над которым мы думаем, и к которому мы готовимся". Далее Обама сообщил: "Если президент Соединенных Штатов говорит о военном варианте, к этому надо относится очень серьезно". (mignews.com)

Государственный секретарь США Джон Керри настроен продвигать палестино-израильские мирные переговоры, для этого он намерен использовать одну из самых суровых мер для оказания давления на палестинцев. Демонстрируя гибкий подход к проблеме, Керри намерен задержать освобождение остальной части палестинских заключенных из израильских тюрем, чтобы сделать Аббаса более сговорчивым.

Правительственные чиновники, на которых ссылается интернет-портал NRG, принадлежащий газете "Маарив" говорят, что группа переговорщиков со стороны палестинцев получила сообщение из офиса Керри, что третий этап освобождения заключенных, который планировалось провести в конце декабря 2013 года, будет отложен, по меньшей мере, на один месяц.

По их словам, до конца сложно понять, что стоит за этим шагом, но они интерпретируют решение Керри как давление со стороны Вашингтона в ответ на отказ Аббаса предпринять меры безопасности, перечень которых госсекретарь США представил на прошлой неделе.

Палестинцы ждали с нетерпением, что американская сторона сорвет планы Израиля и пойдет в переговорах на уступки в интересах арабов. Керри посетил регион в прошлую среду. Он проконсультировался с премьер-министром Биньямином Нетаниягу и затем представил Аббасу перечень мер безопасности, которые должно обеспечить руководство Палестинской автономии. Они касаются совместного обеспечения безопасности на израильско-палестинской и иорданской границе и, в определенной степени, закрепляет израильское присутствие в Самарии и Иудее. Палестинцы утверждают, что этот план увековечит израильскую оккупацию и таким образом объясняют отказ Аббаса принять его.

Как представляется, Джон Керри намерен добиться принятия плана, гарантирующего безопасность Израилю и планирует отложить третий этап освобождения заключенных, чтобы "убедить" палестинское руководство этот план принять.

Палестинцы считают, что следующий (четвертый этап) освобождении заключенных будет объединен с третьим, который должен быть реализован в январе. Таким образом, в начале 2014 года будут отпущены на свободу сразу все 104 заключенных, остающихся в Израиле со времен соглашений Осло.

"Если действительно Израиль пообещает, а США гарантируют, что изменение пунктов соглашения не предусматривает других позиций, а 104 заключенных, содержащиеся в израильских тюрьмах, начиная с соглашений в Осло, будут выпущены в январе, мы сможем согласиться со встречным предложением", - сказал в беседе с корреспондентом NRG - "Маарив" Кадура Фарс, глава Клуба палестинских заключенных.

"Но исходя из нашего опыта, мы не должны изменять соглашения с Израилем, поскольку любое такое изменение приводит к другим изменениям и расторжениям предыдущих обещаний, которые мы от них получали", - добавил он.

Обратите внимание, что один из старших представителей палестинского руководства дает понять, будто нет никакой связи между продолжением переговоров с Израилем и освобождением 104 заключенных, но конкретный и решительный шаг Керри доказывает, что в Вашингтоне думают иначе. (mignews.com)

Набиль абу-Родейна, пресс-секретарь главы Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса (Абу Мазена), заявил в понедельник, 9 декабря, что если освобождение очередной группы палестинских заключенных будет отложено, это будет расцениваться как аннулирование всех достигнутых ранее соглашений.

Заявление Набиля абу-Родейны сделано на фоне публикации NRG-"Маарив", согласно которой госсекретарь США Джон Керри, побывавший недавно с очередным визитом на Ближнем Востоке, рекомендовал отложить освобождение заключенных из-за отказа Палестинской автономии урегулировать вопросы безопасности по предложенному им сценарию.

Пресс-секретарь Аббаса отметил, что без освобождения палестинских заключенных ни одно соглашение с Израилем подписано не будет: ни по Иерусалиму, ни по иным вопросам. Министр по делам заключенных Иса Карка в свою очередь заявил, что палестинцы не станут терпеть "приемы и игры" Израиля, и любая попытка отменить или отложить освобождение будет расцениваться как аннулирование соглашений и попытка израильтян избежать ответственности за свои обещания. Источник сообщил "Маариву", что переговорная группа получила из офиса Керри послание, из которого следует, что третий этап освобождения заключенных, запланированный на конец декабря 2013 года, будет отложен на месяц. Палестинцы не поняли, что стоит за этим заявлением, и сочли его попыткой Вашингтона оказать давление на ПНА. (9tv.co.il)

Израиль и регион: "Контуры будущего расклада на Ближнем Востоке"

Портал 9tv.co.il опубликовал аналитическую статью израильского общественного деятеля и публициста Александра Непомнящего под заголовком "Контуры будущего расклада на Ближнем Востоке"

Специалистам по международному праву еще предстоит объяснить широкой публике нюансы Женевских соглашений. Пока же ясно главное - договор позволит Ирану заработать миллиарды долларов, достаточные для того, чтобы спасти свою экономику от крушения. В ответ Исламская республика пообещала "вести себя хорошо". К тому времени, когда на Западе станет ясно, придерживался ли Иран своего обещания, вероятно, он уже будет обладать или возможностью создать атомное оружие в течение недель, или самой бомбой.

Эта новая региональная ситуация является лишь частью более глобального изменения, вызванного сближением США с Ираном и отдалением от Египта, Саудовской Аравии и Израиля. Ответным шагом Каира стало форсирование отношений с Москвой, завершившееся первым за 40 лет визитом российских министров иностранных дел и обороны в Египет и обсуждением закупок российского оружия на 2 миллиарда долларов. Учитывая то, что у нынешнего Египта не хватает денег даже на текущие расходы, скорее всего, спонсором оружейной сделки станет Саудовская Аравия, поддерживающая новую египетскую власть и рассчитывающая таким образом тоже выстроить свои отношения с Россией.

И недавний визит израильского премьера в Москву, судя по всему, в большей степени объяснялся желанием Нетаниягу не отстать от ритма региональных перемен, нежели надеждой переубедить российского президента по вопросу иранского атома.

В целом, действия союзников США, чувствующих себя преданными Вашингтоном, вероятно, больше отражают желание повлиять на администрацию Барака Обамы, чем реальную готовность сменить сюзерена.

Тем не менее, итогом поворота американского ближневосточного курса стало усиление российского влияния и резкое ослабление региональных возможностей США. Москва сохраняет свою поддержку режиму Асада и отношения с Ираном, а вдобавок завязывает новые контакты в зоне американского влияния. В то же время Вашингтон настроил против себя основных региональных союзников, не добившись реальных дивидендов от уступок Ирану.

Именно поэтому оптимистичные предположения некоторых аналитиков о том, что отношения между США, Ираном и Израилем могут выстроиться подобно тому, как это было между США, Египтом и Израилем, не имеют под собой реальной основы.

Египет в 70-х годах прошлого столетия, хоть и был сильной, возможно, самой сильной арабской страной, нуждался в покровительстве влиятельного союзника. После очередного поражения, нанесенного израильтянами Египту в Войне Судного дня, Садат, убедившись, что СССР неэффективен в качестве сюзерена и спонсора, сменил советское покровительство на американское.

Однако Иран вовсе не настолько зависим от иностранной помощи. Наоборот, он умудряется сдерживать давление международных санкций и упорно наращивает свой потенциал, продвигая атомный проект. Он не будет вассалом США. В лучшем для Вашингтона случае он лишь станет до некоторой степени учитывать американские интересы в своих действиях.

Израиль не может на это полагаться. Иерусалим сумеет достичь стабильности в отношениях с Тегераном, лишь, если в Иране будут ясно понимать, что "сионистский враг" опасен и силен.

Дело не в том, сумеет ли Израиль удержать Иран от бомбы, а в том, чтобы аятоллы осознавали реальность израильской угрозы и понимали необходимость договориться с еврейским государством.

Израиль, по сути дела, не является сущностной проблемой ни для одного государства региона. Иран противостоит Саудовской Аравии в многовековой битве шиитов и суннитов за главенство и владение святынями в исламском мире. Саудовская Аравия борется с Турцией в идеологической войне политического ислама "Братьев-мусульман" против ваххабитов, придерживающихся принципа разделения религии и государственного управления. Турция с Ираном конкурируют за региональное лидерство среди мусульманских стран.

Остальные государства региона примкнули к одной из трех команд, сформировавшихся на Ближнем Востоке: шиитскому альянсу во главе с Ираном, коалиции "Братьев-мусульман", возглавляемой Турцией, и союзом вокруг Саудовской Аравии, выступающей в роли финансового донора.

Главными эпицентрами борьбы трех этих группировок стали Сирия, где шиитский альянс воюет одновременно и с "Братьями-мусульманами", и с повстанцами, поддерживаемыми Саудовской Аравией; и Египет, в котором отстраненные от власти "Братья-мусульмане" пытаются взять реванш.

Египет, бывший одним из столпов "Братьев-мусульман", после переворота взял курс на Саудовскую Аравию, поддержавшую экономически новую власть. Попытки Турции отстаивать интересы египетских "Братьев-мусульман" привели к разрыву Египта с Турцией, оформившемуся даже во взаимные отзывы послов.

При этом из-за разрыва с Саудовской Аравией по египетскому вопросу Турция изгнала саудовских агентов из своей страны, парализовав деятельность повстанцев, которых саудовские спецслужбы поддерживали.

Еще одним фокусом ближневосточного напряжения с большой вероятностью может стать область между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией, то есть район несостоявшегося курдского государства. Там интригует турецкий премьер Эрдоган, публично поддержавший Масуда Баразани, лидера иракских курдов, фактически превративших северный Ирак в независимое государство.

Иракские курды хотят качать в районе Киркука нефть и гнать ее по трубопроводу через Турцию. Эрдоган, в свою очередь, намерен получить поддержку турецких курдов на будущих выборах и одновременно ослабить лидеров курдских партий в Турции и Сирии, конкурирующих с Баразани за лидерство среди курдов и представляющих политическую угрозу турецкой целостности.

Неясно, даст ли это сближение Эрдогану ожидаемую поддержку. Но оно точно гарантирует ему ненависть со стороны кемалистов и националистов и большое раздражение Ирана, Ирака, а также сирийского режима Асада, для которого курдские сепаратисты на севере Сирии и юге Турции фактически являются союзниками.

Израиль не находится в этом арабо-мусульманском поле. По-настоящему в войне на уничтожение с еврейским государством, так, чтобы вложить все силы и средства и рисковать своей целостностью и будущим, не заинтересованы ни Саудовская Аравия, ни Турция, ни Иран, ни остальные страны Ближнего Востока.

Даже арабы Иудеи, Самарии и Газы, стремящиеся всеми правдами и неправдами перебраться в Израиль, де-факто предпочитают "сионистскую оккупацию" бандитским режимам грабящего их ФАТХа и навязывающего религиозный фундаментализм ХАМАСа. И даже лидеры ФАТХа во главе с Абу Мазеном не хотят уничтожения Израиля - единственного гаранта их нынешнего существования в регионе.

Израиль нужен всем местным игрокам как функция для аккумуляции ненависти. Для борьбы с "сионистским врагом" сколачивают союзы и мобилизуют массы, используя их в дальнейшем против своих реальных конкурентов. Поэтому практически никто из борцов с Израилем реально не заинтересован в исчезновении еврейского государства, ведь в этом случае пропадет и консолидирующая массы ненависть, и между вчерашними партнерами немедленно начнутся столкновения, точно как в известном анекдоте о том, зачем армянам следует беречь евреев.

В экзистенциальном противостоянии Израилю находится лишь ХАМАС, желающий построить вместо еврейского исламское государство, часть будущего халифата. Но сейчас, понимая, что геополитическая ситуация не в пользу "Братьев-мусульман" они готовы, не торопясь, прагматично ждать.

Искренне уничтожить Израиль также хотят и другие джихадистские организации, которые не имеют собственных государств, и потому тем более не заботятся о прагматике, всю свою энергию направляя исключительно в идеологическую борьбу.

Поэтому если Израиль перестанет доминировать над всеми без исключения сторонами, то соблазн захватить его или просто заработать очки за нападение на евреев может оказаться достаточно сильным у многих. Разнообразные региональные лидеры из тех, что не отягощены ни моральными комплексами, ни способностью просчитывать свои ходы на несколько шагов вперед, не преминут воспользоваться возможностью атаковать Израиль, если не будут бояться последствий или просто окажутся в состоянии это сделать.

Таким образом, еврейское государство обязано сохранять военное превосходство в регионе, отслеживать и пресекать угрозы отчаянных идеологических движений, не обремененных государственными заботами, и демонстрировать правящим соседским режимам, что с ними может случиться, если они перейдут от слов к делу. То есть продолжать делать то, что делает сейчас.

Очевидно, что создание арабского государства в Иудее и Самарии, которое превратит жителей Тель-Авива и окрестностей, а также небо над международным аэропортом в заложников доброй воли террористов, не служит цели укрепления стабильности еврейского государства. Оно является уступкой террору, на которую Израиль не должен идти ни при каких условиях.

В то же время, Израиль может к собственной выгоде развивать торгово-экономические отношения с соседними странами, заинтересованными в успешных израильских инновациях. Военными разработками, естественно, Израиль делиться не может. Но в сфере медицины, биотехнологий, опреснения воды и сельского хозяйства вполне способен развивать отношения, укрепляя произраильские настроения в прагматичных экономических элитах Турции и стран Залива, включая Саудовскую Аравию, а также Египта и, возможно, в будущем даже Ирана. (9tv.co.il)

Генеральный директор разведывательного управления Саудовской Аравии Бандар бин Султан несколько раз встречался с израильскими официальными лицами в Женеве. Об этом сообщает иранское информационное агентство "Фарс". Информация основана на аккаунте одного из саудовских пользователей социальной сети Twitter, который "тесно связан с внутренними кругами саудовской секретной службы". Именно так эту информацию представляет иранский новостной источник.

Согласно "твиту", стороны - Израиль и Саудовская Аравия - договорились по ряду важных вопросов, в том числе речь идет о "сдерживании Ирана любыми средствами, осуществлении строгого контроля над силами джихадистов в Сирии, уменьшении влияния движения "Братья-мусульмане" и остановке новой волны арабской весны".

В прошлом месяце сообщалось, что Израиль и арабские страны Персидского залива во главе с Саудовской Аравией все чаще находят общий язык, общий политический язык. Их тревожит история принятия решений в отношениях между Ираном и Вашингтоном, а также ядерные переговоры в Женеве.

"Поговорка "враг моего врага - мой друг" разворачивается вокруг Ирана", - отмечает Теодор Карасик, аналитик по вопросам безопасности и политическим вопросам основанного в Дубае Института военного анализа Ближнего Востока и Персидского залива. "Эта ситуация открывает некоторые интересные возможности, поскольку все перемешивается", - добавляет он.

Саудовская Аравия, которая обычно задает политический тон для остальных государств Залива, считает Иран весьма опасным соседом. Суннитские правители стран Персидского залива не без основания полагают, что шиитский Иран подпитывает многие восстания в регионе, такие как "арабская весна". Выступила Исламская республика Иран и вдохновителем серии восстаний в Бахрейне, кроме того, она стоит и за подготовкой ряда государственных переворотов. Саудовская Аравия и ее партнеры по Персидскому заливу - давние клиенты США по масштабным закупкам американского оружия и самолетов. Они же дают Пентагону и обширные военные плацдармы в регионе, в частности, в Бахрейне находится штаб-квартира 5-го флота ВМС США. Договоренность между арабскими странами Ближнего Востока и Израилем подразумевает получение защиты со стороны Вашингтона и направлена на то, чтобы запугать Иран. (mignews.com)

Экономика и общество: Израиль, Иордания и Палестинская автономия подписали соглашение о реализации проекта по спасению Мертвого моря

В понедельник, 9 декабря, Израиль, Иордания и Палестинская автономия подписали соглашение о реализации проекта по спасению Мертвого моря. Проект предполагает строительство опреснительной станции на Красном море и подачу пресной воды в Мертвое море по трубе длиной в 180 километров.

Подписание соглашения состоялось в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне. С иорданской стороны свою подпись под текстом поставил министр водных ресурсов Иордании Азим эль-Насер, с палестинской - министр правительства ПА Шадад а-Тили, с израильской - министр регионального развития Израиля Сильван Шалом.

"Это соглашение имеет огромное политическое, экономическое, экологическое и стратегическое значение для всего региона", - сказал Шалом на торжественной церемонии. Предварительное опреснение воды, сливаемой в Мертвое море, необходимо для сохранения естественного водяного баланса. Как известно, в последние 15000 лет Мертвое море подпитывалось пресной водой реки Иордан, а также атмосферными осадками. При смешивании с водой из Красного моря без проведения предварительного опреснения появляется молочно-белый гипсовый осадок, который, оседая, с годами негативно скажется на экологии водоема.

В соответствии с соглашением, ежегодно из Красного в Мертвое море по искусственному водоотводу будет поступать около 100 млн кубометров опресненной воды. При этом из Красного моря предполагается выкачивать около 200 млн кубов воды.

80 млн кубометров предполагается опреснять на станции, которую планируется построить в районе иорданского города Акаба. 30-50 млн кубометров воды Израиль сможет использовать для своих нужд в Эйлате и районе Арава. 30 млн кубов воды будет отдано Иордании для поливного земледелия на юге страны. Кроме этого, Иордания получит 50 млн кубов пресной воды из Кинерета для своих нужд в северных районах. Палестинская автономия, в соответствии с соглашением, также получит 30 млн кубометров воды в год из озера Кинерет.

Протяженность водоотвода, который пройдет по территории Иордании, составит около 180 км. Общая стоимость проекта - 250-400 млн долларов. Планируемый период строительства водоотвода - 4-5 лет. (9tv.co.il)

Реформа в сфере общественного транспорта продолжается. Министр транспорта Исраэль Кац сообщил о том, что Минтрас объявил тендер на десятки региональных, городских и междугородних автобусных маршрутов в Ашдоде, Явне, Реховоте и окрестностях. По словам министра, в рамках тендера будут работать около 200 новейших автобусов, большинство из них стандарта EURO 6 - с наиболее низким уровнем загрязнения воздуха. Тендер также предусматривает увеличение числа пассажирских рейсов в среднем на 55%.

В тендере могут принять участие компании, которые прошли преквалификационный тендер (PQ), ранее опубликованный Минтрансом. В настоящее время на этих существующих маршрутах работают компании "Эгед" и "Коннекс".

В рамках проекта планируется улучшить транспортное сообщение между населенными пунктами, включенными в тендер, а также такими центральными точками, как промзоны, образовательные учреждения, торговые центры, железнодорожные станции и больницы. Все это за счет введения новых линий и значительного увеличения частоты курсирования существующих автобусных маршрутов. Впервые в истории страны появится общественный транспорт в населенных пунктах, прилегающих к таким городам, как Явне, Бней-Раам, Хацав, Яд-Биньямин, Ревадим, Кфар-Мордехай и Кфар-Авив.

Новый тендер включает в себя также специальные междугородние линии: например, новый скоростной автобусный маршрут Ашдод - Тель-Авив через шоссе № 20 (по специальной полосе движения для общественного транспорта), новый скоростной автобусный маршрут Явне - Тель-Авив, новый маршрут Ашдод - Петах-Тиква, Ашдод - Колледж Кирьят-Оно.

Минтранс также планирует повысить качество обслуживания. В частности, разместить внутри автобусов информационные табло, беспроводной интернет и USB-розетки. На остановках установят информационные табло, оповещающие о прибытии автобусов в режиме реального времени (система Next-Bus). (9tv.co.il)

На прошлой неделе официально объявлено о создании Израильской ассоциации медицинского туризма. Ее создание было обусловлено тем, что в стране за последнее время созрела необходимость регуляции стремительно развивающегося рынка медицинского туризма.

Ассоциация уже получила поддержку на государственном уровне со стороны Министерства здравоохранения и Министерства туризма. Организация активно и плодотворно взаимодействует с комиссией по улучшению работы государственной системы здравоохранения под председательством министра здравоохранения Яэль Герман.

Прямое сотрудничество с этими министерствами в Ассоциации считают залогом успешной реализации ее целей и задач, а именно:

- поддержка больных, приезжающих в Израиль для получения медицинской помощи;

- разработка и утверждение стандартов медицинского обслуживания иностранных граждан;

- распространение полной и достоверной информации об уровне медицинского обслуживания в Израиле;

- совместная работа с профильными государственными структурами по созданию юридической базы для регулирования деятельности посредников в сфере медицинского туризма, а также продвижение профессиональных и общественных интересов членов Ассоциации.